Последние новости

"РЕКВИЕМ" ВЕРДИ В СЦЕНАХ "ЖИВЫХ КАРТИН"

Похоже, наш Академический театр оперы и балета пытается, хотя и медленно, сдвинуться с мертвой точки. Чаще публика заполняет зал, чаще на Национальной сцене стали появляться деятели зарубежного театра. Главное, руководством театра приглашаются не те, кто уже попрощался с театральной карьерой, что нередко у нас бывает, а именно те, кто на данный момент находится в достойной форме. 

 'РЕКВИЕМ' ВЕРДИ В СЦЕНАХ 'ЖИВЫХ КАРТИН'САМЫЙ СВЕЖИЙ ПРИМЕР - КОНЦЕРТ, ПОСВЯЩЕННЫЙ 100-ЛЕТИЮ легендарной Эллы Фицджеральд с участием ярких джазовых артистов США, первый международный оперный фестиваль, посвященный Гегаму Григоряну, инициированный Константином Орбеляном весной этого года, в котором приняли участие дочь выдающегося певца Асмик Григорян (Литва), покоряющая сегодня самые престижные сцены мира, один из ярких оперных артистов Родион Погосов (Россия), блистательный молодой тенор из США Стивен Костелло, выдающийся баритон Георгий Гагнидзе (Грузия), замечательное сопрано из Италии Барбара Фриттоли, талантливый дирижер Крис Русман (Великобритания) и симфонический оркестр Академического театра под управлением Константина Орбеляна.

И вот недавно нам показалась счастливой мысль - объединить в одной постановке двух гениев - Микеланджело и Верди. Речь о концерте-спектакле  "Реквием" Верди в постановке итальянского режиссера Паоло Мичикеи (костюмы - Альберто Спиаци, видеооформление Девида Броколо (Италия), с участием симфонического оркестра под управлением маэстро Орбеляна, хора театра под руководством Карена Саргсяна, солистов - заслуженных артистов Марине Деинян (сопрано), Саркиса Агамаляна (тенор), певцов Айка Тиграняна (бас) и меццо-сопрано Элени Матос (США).

Концепция авторов была в основном проявлена в зрительном компоненте. Публика, переполнившая огромный зал (больше половины зрителей были наши соотечественники из-за рубежа, иностранные гости Еревана), где не было ни одного свободного места, восторженно смотрела на сцену, на которую проецировались "живые картины" - фрески Сикстинской капеллы, Страшного суда Микеланджело. Что и говорить - зрелище получилось поистине величественным. Перед взором изумленной публики возникали изображения Девы Марии, Христоса - Судии, жестом руки определяющего судьбу людей: спасенные поднимались на Небеса, а осужденные - спускались в ад, апостола Андрея с Андреевским крестом на плече, святых Иоанна Крестителя, Лаврентия с десницей, напоминающей о его мученичестве, апостола Варфоломея, держащего в руках кусок кожи, снятой с его тела, апостола Петра с двумя ключами - серебряным и золотым, Екатерины Великомученицы с зубастым полумесяцем, олицетворяющим колесо, на котором она была казнена, Себастьяна со стрелами в руке, известной фигуры проклятого, закрывающего глаз в ужасе от происходящего, легендарного перевозчика через реку Времени Харона...

ЭТИ "ЖИВЫЕ КАРТИНЫ" ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПОТРЯСАЮТ. ДРАМАТИЧНЫ ПЕРСОНАЖИ, отягощенные болью: они словно несут на себе бремя земного бытия. Фигуры на фреске словно захвачены вихрем, взвивавшемся на голубом небе. Усопшие разбужены к последнему Суду трубами ангелов. Цвета фрески на интенсивном голубом фоне меняются от красных к темно-коричневым, зеленым вплоть до черных тонов, подчеркивая трагизм происходящего. Все это в сочетании с гениальной музыкой Верди, словно вдохнувшей в эту стихию внутренний пожирающий человека страстный огонь, призвано дать концерту-спектаклю дополнительный импульс.

К сожалению, исполнение "Реквиема" не отличалось масштабностью и не всегда соотносилось с драматизмом видеоряда, хотя создатели концерта-спектакля старались выявить интонации Верди максимально полно. Эпизоды сумрачно-гневные и грозные порой удачно перемежались с лирически-скорбными и просветленно-сосредоточенными, повествующими о людском горе, о надеждах и мольбах человечества. Однако решить проблему необходимого равновесия вокального и инструментального начал партитуры из-за плотности и насыщенности оркестрового пласта очень непросто и удается далеко не всегда. Во многом это равновесие зависит от солистов, занятых в спектакле.    

Приглашенная из США певица меццо-сопрано Элени Матос - профессиональная, опытная певица, однако в "Реквиеме" она не произвела должного впечатления из-за качества голоса небогатого тембра и общего однообразия звучания. Кроме того, ей явно не хватало темперамента для исполнения партии в "Реквиеме". Прежняя исполнительница этой партии в концертном исполнении "Реквиема" меццо-сопрано Кристине Саакян, на наш взгляд, гораздо больше подходила по своим данным. Безупречный темперамент, голос с богатой тембровой палитрой... Вопрос - почему надо было, имея свою солистку, приглашать иностранную гостью - остался открытым.

Безусловным лидером на нынешней премьере была сопрано Марине Деинян. Она давно доказала, что готова к встрече со сложным вердиевским материалом. Ее успех в "Реквиеме" на крупных оперных сценах мира наравне со знаменитыми зарубежными коллегами украшает ее дарование. Именно она во многом способствовала успеху нынешнего концерта. Удивительно легко преодолели серьезные исполнительские трудности другие солисты - тенор Саркис Агамалян и бас Айк Тигранян.

 'РЕКВИЕМ' ВЕРДИ В СЦЕНАХ 'ЖИВЫХ КАРТИН'НЕ ДОСТАВАЛО МОЩИ В ИСПОЛНЕНИИ КУЛЬМИНАЦИИ "РЕКВИЕМА" - DIES IRAE ("ДЕНЬ ГНЕВА"). Ведь именно здесь с наибольшей яркостью выявляется основная идея произведения. Картина надвигающейся мировой катастрофы, грозные трубы ангелов, возвещающие последний день мира, образ неумолимого судьи - все эти эпизоды, повествующие о гибели вселенной, написаны у Верди с театральной зрительной рельефностью образов, нашедшие отражение в зрительном ряде, но недостаточно ярко прозвучавшие в исполнении оркестра и хора. Как тут не вспомнить исполнение "Реквиема" Кареном Дургаряном, посвященное юбилею Верди. Без столь яркого живописного оформления во всю мощь прозвучал этот шедевр, преподнесенный с большим пафосом и глубиной. Дирижируя огромным хором (была и чекиджяновская капелла), оркестром, солистами, он вводил нас в мир душевных смятений, страстей, взлетов, которые в тот миг становились и нашими. Оркестр, хор, певцы повиновались каждому жесту дирижера и передавали самые тончайшие нюансы произведения.

Тем не менее и нынешнее исполнение "Реквиема" имело важное значение благодаря изумительному зрительному ряду, который, несомненно, отвлекал от исполнительских помех, но способствовал безусловному успеху концерта-спектакля.

Маэстро Орбеляну - личности действенной и энергичной - удалось расшевелить коллектив, завязать прочные творческие отношения с зарубежными партнерами. Он решительно ориентирован на включение нашего оперного театра в европейскую театральную систему. Удастся ли ему это? Об этом еще рано говорить, ибо путь этот не всегда усыпан розами. Могут быть и издержки. Надо только их вовремя заметить.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ГЕВОРГ АКОПЯН НА СЦЕНАХ МИРА
      2022-01-20 09:25
      965

      В настоящее время он числится в ряду лучших мировых певцов. Благодаря своему таланту, который дан ему свыше и неустанному труду Геворг Акопян заслуженно приобрел широкую международную популярность.

    • "БЕЗУМСТВО ХРАБРЫХ – ВОТ МУДРОСТЬ ЖИЗНИ"
      2022-01-17 10:14
      2565

      Художественные пики ушедшего года Если оглянуться на ушедший год, ситуация в стране, да и в целом мире, складывалась непросто на многих направлениях. Естественно, это отразилось и на художественной жизни. Осенью ковид продолжил свою мощную атаку, неспокойной была и политическая обстановка. В общественное сознание то и дело просачивалось бестолковое, бренное, поверхностное. Однако художественная жизнь не остановилась: некоторые руководители концертных организаций, театров проявили просто чудеса духовной твердости и непоколебимости.

    • РАЗОМКНУТЬ ЗАБВЕНЬЯ КРУГ
      2022-01-11 08:51
      4259

      Сумею ли я ответить на вопрос о том, что нового внес в армянскую музыку Юрий Казарян без помощи самого композитора, уехавшего из страны в начале 90-х годов? Не сумею. Я всегда испытываю некоторую робость перед музыковедами, великолепно помнящими, кто на кого и когда повлиял, что из чего "вытекает". Мне приходилось постичь все это в основном чистой практикой, постоянным общением с разными музыкантами, заинтересованным наблюдением за работой многих из них, за радостями и горестями их побед и поражений.

    • ЧТОБЫ ПОБЕДИЛА ДОБРАЯ СКАЗКА
      2021-12-27 10:05
      7509

      Премьера балета "Щелкунчик" И вот она состоялась - эта постановка " Щелкунчика" П.И.Чайковского, о которой в последнее время столько говорили. Много лет назад балет этот был поставлен силами учащихся Армянского хореографического училища. Но в репертуаре Национального академического театра оперы и балета им. А. Спендиарова спектакль не значился.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ГЕВОРГ АКОПЯН НА СЦЕНАХ МИРА
      2022-01-20 09:25
      965

      В настоящее время он числится в ряду лучших мировых певцов. Благодаря своему таланту, который дан ему свыше и неустанному труду Геворг Акопян заслуженно приобрел широкую международную популярность.

    • НА ОПЕРНОЙ СЦЕНЕ – "ТОСКА"
      2021-11-24 09:33
      5205

      "Истинный вкус состоит в чувстве соразмерности и сообразности", - обмолвился некогда поэт. Эти слова в полной мере соответствуют замечательному спектаклю "Тоска" Пуччини на сцене Национального академического театра оперы и балета им. А. Спендиарова. В минувшую пятницу спектакль прошел с большим успехом, набрав огромную аудиторию в амфитеатре, где я сидела, хотя спектакль был вовсе не премьерным.

    • ВОЗВРАЩЕНИЕ "АИДЫ"
      2021-11-04 09:54
      6694

      Афиша, извещающая о премьере оперы "Аида" Верди на сцене Национального академического театра оперы и балета им. Спендиарова, заинтриговала: одна из вершин классического оперного репертуара вновь возвращается на нашу сцену.

    • КАК ПАЛ АНИ - 1000 ЛЕТ СПУСТЯ
      2021-10-28 09:23
      4299

      "Так что, значит все кончено? - Не кончено! Не кончено! Не кончено!", - так завершался спектакль, прошедший и в Ванадзоре, и в Ереване в какой-то устрашающе звенящей тишине. И бурной овацией, которой, казалось, не будет конца, откликался зрительный зал на эти финальные слова - и в Ванадзоре, и в Ереване.