Последние новости

100 ЛЕТ РЕВОЛЮЦИИ

История действия русских идей после 1917 года

Развитие событий 1917 года в России происходило по всем законам революционной диалектики. Целью свержения самодержавия было утверждение принципов буржуазного либерализма (тезис). Свержение же Временного правительства преследовало цель отрицания этих принципов с позиций рабочей демократии (антитезис). Ошеломляющим для Запада оказался положительный результат развития Русской революции (1917-1922) - Новая экономическая политика (1921-1928) как отрицание отрицания Октябрьской революцией принципов Февральской революции и возврат "якобы к старому" (синтез). Старое было включено в новое в "снятом" виде. Иначе говоря, буржуазный либерализм, не переходящий в свободу от ответственности и анархию, нашел себе достойное применение в рамках рабочей демократии.

ИСТОРИЯ ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ РАСПАДАЕТСЯ НА ДВЕ противоположные по духу половины: период безотчетных стремлений к свободе, перешедшей в анархию, и период стремления к централизации власти, перешедшей в сознательную диктатуру. Выступив фанатическими приверженцами принципа "народной свободы", Керенский и либералы стали потом с таким же фанатизмом проводить в жизнь принцип авторитета и безусловной диктатуры. История Октябрьской революции представляет собой объединение противоположных (мирной и насильственной) тенденций развития революции в единый политический процесс, известный под наименованием "демократический централизм". Составные элементы демократического централизма относятся друг к другу как цель (свобода и демократия) и средство для достижения цели (централизация власти, диктатура). Февральская революция потерпела крушение вследствие того, что насилие, к которому она прибегла в июльские дни, было направлено против утверждаемых ею же либеральных ценностей. Октябрьская революция была победоносной, так как элемент насилия, наоборот, способствовал достижению поставленных ею целей - прекращения войны и продвижения по пути цивилизации и социализма.

3 (16) июля в Петрограде под впечатлением полного провала июньского наступления на фронте вспыхнули стихийные антиправительственные демонстрации. Большевики сочли необходимым по возможности возглавить массовое движение, чтобы оно не перешло в вооруженное восстание, неуместное на стадии мирного развития революции. Совершенно неверно мнение некоторых историков, будто в июльские дни произошло восстание большевиков, ставивших своей задачей захват власти. Ленин - общепризнанный гений "постановки революции" (Герцен). И он не мог прервать мирное развитие революции ради насильственного захвата власти.

Массовое движение рабочих, солдат и матросов было стихийным, но преследовало вполне сознательную цель - прекратить войну. Прекращение грабительской (империалистической) мировой войны - идея большевиков. На протяжении первых трех лет затянувшейся войны массы самостоятельно, ощупью, без вождей брели к постижению ее бесчеловечной захватнической сущности. Поэтому и в июльские дни они не нуждались в вождях. И так все было предельно ясно: с войной пора кончать. И только глупость перепуганного Временного правительства, прибегнувшего к насилию, толкнула их в объятия большевиков. Кроме штыков и пушек у правительства была и другая возможность: объявить о своем стремлении свернуть фронт. И тогда оно стало бы либеральным и популярным правительством. О влиянии большевиков на демократические массы можно было бы забыть. Но провал июньского наступления на фронте вызвал не только резкое усиление антивоенных настроений в армии и народе, но и крутой поворот в политике Временного правительства. Этот поворот разбивает всю Русскую революцию на мирный и насильственный периоды.

КЕРЕНСКИЙ ПОЛАГАЛ, ЧТО ЦАРСКАЯ АРМИЯ ПОСЛЕ СВЕРЖЕНИЯ САМОДЕРЖАВИЯ должна стать революционной по типу французской армии времен Великой революции 1789 года. Революционный дух был нужен для завоевания "народной свободы". Известно, что французская республиканская армия, в которую вливались толпы волонтеров, отличалась победоносным революционным пылом. Именно революционный пыл стремился вселить Керенский в русскую армию. На достижение этой цели была направлена вся его политика демократизации армии (право военнослужащих на участие в любых политических, религиозных и иных ассоциациях, свобода слова и совести, войсковое самоуправление). Июльские дни четко продемонстрировали недостижимость подобной цели.

Двоевластие представляло собой рабочую демократию в рамках буржуазного либерализма. События июльских дней показали, что буржуазный либерализм не смог удержаться на высоте союза с рабочей демократией, а именно с социализмом. В июльские дни одержала верх линия Алексиса Токвиля, определявшая развитие революции 1848 года во Франции: либерализм внезапно заключает союз с главным своим врагом - демократией якобинского типа против поднявшего голову социализма. В Учредительном собрании Токвиль защищал тезис, будто социализм предполагает невежество и равенство в нищете, тогда как либерализм стремится к равенству в свободе. Как видим, отец либеральной демократии был непримиримым врагом социализма. Он открыто оскорблял пролетариат, потерпевший страшное поражение в революции 1848 года. Токвиль был сторонником классовой борьбы и противником классового сотрудничества.

Июльскую мирную демонстрацию справедливо считают ключом к пониманию всей революции, Февральской и Октябрьской. По оценке Ленина, Русская революция 1917 года "видимо, заканчивает в настоящее время (начало августа 1917 г.) первую полосу своего развития, но вся эта революция вообще может быть понята лишь как одно из звеньев в цепи социалистических пролетарских революций, вызываемых империалистской войной" (Государство и революция. Предисловие к первому изданию. Август 1917 г.) Расстрел июльской демонстрации был первым актом насильственной революции и гражданской войны. Виновником той и другой нужно считать Временное правительство. Именно по вине последнего Русская революция разделилась на лагери крайнего буржуазного либерализма и крайней рабочей демократии. Революционный пыл республиканской армии, о котором мечтал Керенский, вскоре стал привилегией пролетариата и Красной Армии.

 100 ЛЕТ РЕВОЛЮЦИИРУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917 ГОДА ПОВЛЕКЛА ЗА СОБОЙ НЕМЕЦКУЮ РЕВОЛЮЦИЮ 1918 ГОДА. По оценке Освальда Шпенглера, не было недостатка в революционном пыле марксистского пролетариата, однако массовое движение было плачевным образом втоптано в грязь вследствие убожества руководителей-социал-демократов, превратившихся в либералов. Шпенглер был убежден в том, что, если бы немецкие марксисты, "водрузившие красный флаг на фронте, объявили капиталу войну на жизнь и смерть; если бы они пошли впереди, чтобы пасть первыми, за ними пошли бы не только вконец истощенные армии, офицеры от первого до последнего, - они увлекли бы за собой также и своих западных соседей. В такие минуты побеждают те, кто жертвует собственной жизнью. Но вожди попрятались; вместо того чтобы стать во главе красных армий, они поставили себя во главе хорошо оплачиваемых рабочих советов" (Пруссачество и социализм. ACADEMIA, Петербург, 1922, с.13).

Как видим, революционный пыл республиканских и красных армий не распространялся на немецких революционеров. По этому поводу Шпенглер с горечью восклицает: "Смыслим мы вообще что-нибудь в революции? Когда в 1848 г. Бакунин хотел увенчать дрезденское восстание сожжением всех общественных зданий, но натолкнулся на сопротивление, он объявил, что "немцы слишком глупы для этого", и пошел своей дорогой. Неописуемое безобразие ноябрьских дней беспримерно. Ни одного величественного момента, ничего восхищающего; ни одной крупной личности, ни одного запоминающегося лозунга, ни одного дерзновенного поступка - одни мелочи, гадости, дурачества. Нет, мы вовсе не революционеры" (Там же, с.11). Итак, немецкие революционеры не идут ни в какое сравнение с великими русскими революционерами (Бакунин, Керенский, Ленин, Троцкий, Сталин). О роли личности в истории сказано много. Но сегодня в России вошло в моду говорить о Русской революции и Красной Армии, стараясь не упоминать имена вождей и полководцев.

29 декабря 1917 г. (11 января 1918 г.) Совет народных комиссаров издал специальный декрет о свободном самоопределении "Турецкой Армении". Разъясняя смысл декрета, Сталин писал ("Правда", N227, 31 декабря 1917 г.): "Так называемая "Турецкая Армения" - единственная, кажется, страна, занятая Россией "по праву войны"… Сыны Армении, героические защитники своей родины, но далеко не дальновидные политики, не раз поддававшиеся обману со стороны хищников империалистической дипломатии, не могут теперь не видеть, что старый путь дипломатических комбинаций не представляет путь освобождения Армении. Становится ясным, что путь освобождения угнетенных народов лежит через рабочую революцию, начатую в России в октябре. Теперь ясно для всех, что судьбы народов России, особенно же судьбы армянского народа, тесно связаны с судьбами Октябрьской революции".

БРОСАЕТСЯ В ГЛАЗА, ЧТО БОЛЬШЕВИКИ РЕШИТЕЛЬНО ОТВЕРГАЛИ ПРАВО УГНЕТАЮЩЕЙ НАЦИИ на сохранение своей территориальной целостности. В начале октября 1917 года в Тифлисе с согласия Керенского был создан Армянский национальный совет - исполнительный орган для управления Восточной Арменией. Членам Национального совета не хватило политической мудрости и революционного пыла незамедлительно принять к исполнению сталинский декрет. Благодаря содержавшимся в нем гарантиям сегодня территория Республики Армения составляла бы не менее 100 тыс. кв. км. Карабах входил бы в состав Армении, а Геноцид армян был бы признан миром по свежим следам уже тогда. Но преобладавшие в правящем органе дашнакцаканы не были на высоте событий и лиц. Как и немецкие социал-демократы, они не понимали передовой роли пролетарской революции и ее деятелей, издавших декрет о "Турецкой Армении". Далеко не дальновидные политики, они и на этот раз поддались обману со стороны хищников империалистической дипломатии, особенно американских. Последние и сегодня, через 102 года, умудряются не признавать самоочевидный факт Геноцида 1915 года.

С завидным упорством не признает Геноцид 1915 года и правительство Израиля, что само по себе странно и чудовищно. Странно, потому что евреи сами пережили Холокост. Чудовищно, потому что, по словам Амоса Элона, "мы тащим каждого важного официального гостя в Яд-ва-Шем и, пока он не очухается, всучиваем ему списки наших требований и просьб о политической и экономической помощи. Мы совершенно искренне скорбим по погибшим и в то же время очень прагматично эксплуатируем нашу трагедию" (См. Вилл Погосян, "Кто помнит сегодня об армянах?", 9 апреля "Голос Армении", 2015 г.). Итак, правительство Израиля не желает "конкуренции" со стороны Армении, если оно признает Геноцид 1915 года. Отрицая Геноцид армян, израильские лидеры отвергают свидетельские показания, суждения, произведения и особую искренность Сары Аронсон, ее братьев Арона и Александра, Франца Верфеля, Рафаэля Лемкина и Роберта Кемпнера. Эти выдающиеся люди, способные глубоко мыслить и глубоко чувствовать, угадали в Геноциде 1915 года Холокост 1941 года. Для них уникальная общность судеб сынов Израиля и Армении вовсе не была тайной, как для правительства Израиля. Нетаньяху, Либерман и пр. не могут взять в толк, что выжившие в одном холокосте ни к чему так не чутки, как к нарушению равенства наций и национальной справедливости своими братьями по судьбе, выжившими в другом холокосте.

"Равенство наций" и "гражданское равенство" - главные французские идеи, "национальная справедливость" и "социальная справедливость" - главные русские идеи. Идея - движущая сила революции, призванной изменить мир. В эпоху Великой Французской революции равенство понималось лишь как равенство граждан перед законом при сохранении имущественного и политического неравенства. Поэтому уже первая французская Конституция (1791 г.) делила граждан на "активных" и "пассивных". Политическими правами пользовались лишь "активные" граждане, платившие прямой налог в размере трехдневной заработной платы. Беднейшая часть нации не принимала участия в политической жизни. Тем самым Конституцией вносилось неравенство, противоречившее декларации прав. Как видим, общее равенство в правах было формальным. И только справедливость наполняет содержанием формальное равенство.

СО ВРЕМЕН ПЛАТОНА СПРАВЕДЛИВОСТЬ МЫСЛИТСЯ КАК СУММА государственных добродетелей, включая присущую французам любовь к равенству. В эпоху великой Русской революции справедливость смыкается с равенством и двигает вперед его содержательную сторону. Поясню это на конкретном примере интернационализма, известного сегодня в Европе под названием "мультикультурализм". По мысли великих русских революционеров, четко выраженной Лениным, "интернационализм со стороны угнетающей или так называемой "великой" нации (хотя великой только своими насилиями, великой только так, как велик держиморда) должен состоять не только в соблюдении формального равенства наций, но и в таком неравенстве, которое возмещало бы со стороны нации угнетающей, нации большой, то неравенство, которое складывается в жизни фактически" ("К вопросу о национальностях или об "автономизации", 31.XII.1922 г.). Неравенство здесь является плодотворным, справедливым.

Интернационализм со стороны угнетающей или большой нации - это русская либеральная идея. До Ленина она была выдвинута и реализована не столь последовательно уже Керенским. Временное правительство стремилось возместить так или иначе своим обращением или своими уступками обиды, нанесенные в историческом прошлом инородцу царским правительством. Уступчивость и мягкость к национальным меньшинствам - это также русская либеральная идея. Сегодня в Европейском Союзе мягкое обращение или уступчивость по отношению к выходцам из бывших колоний пустили корни под наименованием "толерантность". Правда, это неглубокие корни. Почему? Деятели Русской революции были убеждены в том, что для успешной реализации идеи национальной справедливости нужна особая искренность тех, кто возьмется за борьбу с массой злоупотреблений великодержавного свойства. Этой особой искренности на Западе нет и в помине. Например, под предлогом "самовыражения" карикатуристов оскорбляется память великого пророка.

Из истории Советского Союза можно вывести нравоучение, что государственный союз наций погибает, когда в нем исчезает дух равенства, справедливости и принципиальной искренности. После скандального измышления Хрущевым "культа личности" Сталина генсеками становились исключительно русские по происхождению. Если бы в 1985 году генсеком был избран не Горбачев, а политик брежневского закала Гейдар Алиев, то Союз был бы сохранен, Америка не стала бы диктатором мира и сегодня Россия не опасалась бы за свою судьбу.

ПРИШЕДШИЕ К ВЛАСТИ В 1991 ГОДУ ЕЛЬЦИН И СОБУТЫЛЬНИКИ ВЫСОКОГО ранга сразу же заявили в угоду Америке о своем отказе от великого идейного наследия, оставленного нам Русской революцией. С помощью "шоковой терапии", придуманной "либеральными кретинами"(Маркс), свободный народ был загнан в услужение новым пришельцам и свалившимся с неба олигархам. Великим наследием русских идей, включая идею государственного союза наций, завладел образовавшийся в 1993 году Европейский Союз. Пока политические лидеры и философы сегодняшней России не осознают величия Русской революции, ее деятелей и не вернут на родину великого идейного наследия, Россия не будет восприниматься в мире как великая держава. Пока же в России поощряются проекты типа "Исследование этнизации массового сознания русских в условиях массовой трудовой миграции внутри России и из-за рубежа, интеграции мигрантов в российское общество" (Оносов А.А., Гаспаришвили А.Г. Этнизация массового сознания русских в московском регионе: экспертная оценка процесса. Вестник РУДН. Серия "Социология". 2016. N3). У исполнителей подобных проектов нет даже предчувствия того, что при "этнизации массового сознания русских" нельзя будет защитить трудовых мигрантов "от нашествия того истинно русского человека, великоросса-шовиниста, в сущности, подлеца и насильника, каким является типичный русский бюрократ" (Ленин). Подобные проекты могут способствовать в лучшем случае соблюдению формального равенства наций, но не соблюдению национальной справедливости.

История человечества после 1917 года представляет собой историю действия русских идей национальной и социальной справедливости не только на родине, но и за ее границами. Россия - великая держава. Великая в силу величия Русской революции. Точно так же Франция и США - великие державы в силу величия Французской и Американской революций. Великие идеи человечества - истина, свобода, справедливость, гуманность, прогресс. Со времен Платона идея справедливости мыслится как высшая государственная и гражданская добродетель. Претворение в жизнь французских идей гражданского равенства и народного верховенства, а также американских идей свободного самоопределения наций и социальной независимости не пошло дальше их формального соблюдения. И только после смычки с русскими идеями национальной и социальной справедливости французские и американские идеи стали претворяться в жизнь не только формально, но и фактически.

В самой России действие русских идей было приостановлено в 1991 году в связи с разрушением Советского Союза изнутри и извне. Переломным в Холодной войне, развязанной Западом против Востока, стал 1956 год. Главную услугу делу ястребов-либералов оказало личное ничтожество Хрущева. Он не обладал политической мудростью. В борьбе за власть он оклеветал своего покойного повелителя. 15 февраля 1956 года Хрущев под большим секретом "разоблачил" "культ личности" Сталина. Разоблачение стиля руководства человека не при его жизни, а через три года после его смерти, есть не что иное, как измышление. Это хорошо поняли американские ястребы, не скрывавшие, что в холодной войне острейшим оружием являются "чеканка клеветнических метких слов и их непрекращающееся повторение" (Джованни Сартори). Клевета Хрущева позволила "классикам" антикоммунизма приравнять Сталина к Гитлеру, а "сталинизм" - к тоталитаризму. Ничего глупее придумать нельзя, как примирить непримиримое. Но в пылу информационной войны, войны слов, ястребы-клеветники с помощью грязных технологий вколотили в мозг обывателей на Западе и Востоке свои предубеждения против коммунизма. Суждения типа "Сталин равен Гитлеру", "сталинизм есть тоталитаризм" со временем стали злостными, мракобесными предрассудками. Спиноза так характеризовал их: "И какими предрассудками! Такими, которые превращают людей из разумных существ в скотов, так как совершенно препятствуют пользоваться каждому своим свободным суждением и распознавать истину от лжи" (Богословско-политический трактат, Предисловие).

 100 ЛЕТ РЕВОЛЮЦИИПОЛИТИЧЕСКИХ ЛИДЕРОВ ВЕЛИКИХ ДЕРЖАВ, В СОЗНАНИИ КОТОРЫХ ПУСТИЛИ корни мракобесные предрассудки, с большой натяжкой можно назвать разумными существами. В настоящее время одни и те же предрассудки препятствуют России пользоваться великим идейным наследием, а Западу, особенно англосаксам, остерегаться враждебной политики и несправедливых санкций в отношении России. Только безоговорочный отказ от мракобесных предрассудков может вернуть России великое идейное наследие, присвоенное Европейским Союзом, избавить Запад от опасной русофобии и уберечь мир от угроз XXI века. И только слияние национальных интересов и великих идей человечества, государственной власти и философии превратит политиков в подлинно разумных людей ("Союз политики и философии перед лицом угроз XXI века", "Голос Армении", 9 июля 2016 г. Will Pоghоsyan, The Alliance between Pоlitics and Philоsоphy with Regard tо the Threats оf the XXI Сentury, Wisdоm 2, Yerevan, 2016).

Глупо отрицать сталинские репрессии. Но куда глупее раздувать репрессии до последней степени и превращать их в "уничтожение Сталиным своего собственного народа". В ХХ столетии целенаправленно уничтожались неугодные малые (или угнетенные) нации: армяне, евреи, цыгане. Но поползновение к уничтожению большой нации, да еще и "своей собственной", в корне неисполнимо. В 1930-е гг. многонациональный советский народ создавался, а не уничтожался. Итак, "уничтожение Сталиным своего собственного народа" - злостная выдумка ястребов-дилетантов, ставшая мракобесным предрассудком. Но тогда против кого были направлены масштабные и торопливые репрессии 1937 года, если не против народа? Я не раскрою секрета. Против внутренних реальных и потенциальных пособников готовившегося иностранного нашествия. Едва придя к власти, Гитлер готовился напасть на Советский Союз. Сталин готовился к отражению нападения. Подготовку к защите страны подстегнула гражданская война в Испании. Она преподнесла Сталину незабываемый урок. В октябре 1936 года генерал Эмилио Мола (1887-1937) в выступлении по радио сказал, что его четыре армейские колонны, наступающие на Мадрид, будут поддержаны пятой колонной агентов и сочувствующих Франко внутри города.

Кошмар "пятой колонны" в СССР и стал причиной репрессий 1937 года. На первый план вышла борьба с внутренними врагами. А с ними расправа короткая. Что касается национального состава "пятой колонны", то естественно было в первую очередь заподозрить АССР немцев Поволжья (1924-1941). Нацисты считали их патриотами Германии, а не страны проживания. На рациональный смысл сталинских репрессий указывал американский посол в Москве (1936-1938) Джозеф Дэвис: "Где же русские пособники Гитлера?" - спрашивают меня часто. "Их расстреляли", - отвечаю я. Только сейчас начинаешь сознавать, насколько дальновидно поступило советское правительство в годы чисток".

ТУТ ВСТАЕТ УЖЕ ВАЖНЫЙ ПРИНЦИПИАЛЬНЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ОПЫТНЫЙ адвокат Дэвис, гениальный писатель Лион Фейхтвангер, дипломаты других стран, корреспонденты английских, немецких, французских газет не сомневались в справедливости советской Фемиды? Разумеется, Сталин был гением постановки политического спектакля, "гением масштаба Шекспира" (Джозеф Дэвис). Но дело было не только в этом. В отличие от Керенского, хранившего за границей молчание, Троцкий вел себя как изменник Родины и в своих "разоблачениях" Сталина и режима не умолкал ни на минуту. В то же время он продолжал оказывать большое влияние на своих многочисленных сторонников в СССР. Процессы 1937 года были связаны с его именем:"Параллельный антисоветский троцкистский центр", "Антисоветская троцкистская военная организация". Поэтому нет ничего удивительного в том, что подсудимые сознавались в своих связях с Троцким. Это было главное их преступление. А в чем конкретно их обвиняли, - это уже детали, незаметные на фоне главного преступления. Поэтому можно с правом утверждать, что на процессах 1937 года истина явно перевешивала фальшь. Тем не менее массовая фальсификация дел должна быть поставлена Сталину в вину лично. Но в этом вопросе нужно сохранять чувство меры.

В эпоху НЭПа либерализм в рамках рабочей демократии, или социализма, означал, что к сотрудничеству двух классов - рабочих и крестьян, на котором основывался социальный строй Советской республики, были допущены и "нэпманы", т.е. новая буржуазия. Сотрудничество теперь уже трех классов оказалось в высшей степени плодотворным. Идеи Новой экономической политики легли в основу Нового курса для американского народа. Франклин Рузвельт, которого политические противники называли "предателем своего класса", осуществил идею социализма в рамках либерализма (концепция американского либерализма). Именно то обстоятельство, что к сотрудничеству с крупным капиталом были допущены рабочие и средние классы, и спасло Америку от гибели. Осуществление русской идеи либерализма в рамках социализма вывело современный Китай на передовые позиции, потеснившие Америку как диктатора мира.

ВЕЛИЧИЕ СТРАНЫ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ВЕЛИКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ДАТОЙ. 12 июня (День России) не является такой датой, так как этот день ассоциируется с разрушением Советского Союза и отказом от великого идейного наследия Русской революции. Национальные праздники США и Франции отмечаются в день свершения особо достопримечательного события революционной эпохи, имеющего символическое значение (4 июля 1776 года - провозглашение Декларации независимости, 14 июля 1789 года - взятие Бастилии). А между тем 16 июля 1917 года произошло особо достопримечательное событие Русской революции, не уступающее по значению великим событиям Американской и Французской революций. В этот день в Петрограде проходила 500-тысячная стихийная мирная демонстрация рабочих, солдат и матросов, символизирующая самостоятельность демократических масс, стремящихся к учреждению справедливого (либерального и популярного) правительства. Эта историческая дата приобретает таким образом статус государственного праздника Российской Федерации. К тому же она ставит Россию в один ряд с обоими великими демократическими государствами. Итак, государственные праздники США, Франции и России будут отмечаться в пределах одного и того же месяца: 4 июля - день провозглашения Декларации независимости (1776), 14 июля - день взятия Бастилии (1789), 16 июля - день массового движения за учреждение справедливого правительства (1917).

Знаменитый тезис Платона о слиянии государственной власти и философии, национальных интересов и великих идей человечества в настоящее время совершенно забыт. В сознании политических лидеров стран Запада и отчасти России безыдейные национальные интересы слились с массой либеральных предрассудков. Философия стремится избавить государственную власть от предрассудков. Достаточно было ястребам-либералам с их помощью положить конец магическому излучению русских идей после 1917 года, как сразу же восстановилось старое невежество. Абсолютной гарантией величия России является отказ Путина и его соратников от либеральных предрассудков, способных разрушить Российскую Федерацию изнутри и разжечь Третью мировую войну. Отказ от предрассудков призван обеспечить продолжение истории действия великих русских идей на родине и за ее границами.

Вилл ПОГОСЯН,

доктор философских наук, профессор

президент Международной академии философии

Сентябрь 2017, г. Ереван

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • НЕОБХОДИМОСТЬ, ЗАСТАВЛЯЮЩАЯ ФИЛОСОФОВ ПОБЕСПОКОИТЬСЯ О ГОСУДАРСТВЕ
      2023-07-29 10:23

      Затянувшийся ожесточенный конфликт между Украиной и Россией, слегка замаскированная военная интервенция Запада, перешедшая в стадию атак беспилотных летательных аппаратов на Кремль, грозят стать прелюдией к Третьей мировой войне. Новый тип политического лидера, "нервного и невротического" (по выражению Генри Киссинджера), по неразумию усугубляет положение. Непозволительное ни под каким предлогом разрушение изнутри и извне советской мировой державы представляло собой величайшую глупость, за которую приходится расплачиваться.

    • 30-ЛЕТИЕ "НАРОДНОЙ ПРИВАТИЗАЦИИ" И НОВАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА
      2022-10-24 10:35

      Беловежские соглашения 8 декабря 1991 г., нацеленные на развал мировой социалистической державы, разорвали в клочья целостную экономическую структуру СССР. А последовавшая за распадом Союза "либерализация цен" 2 января 1992г. уничтожила в зародыше потенциал экономического развития отдельных республик. Стал неизбежен крах промышленности. Возможность установления цен по собственному произволу моментально превратила товаропроизводителей в свободных торговцев англосаксонского стиля. Последние приостановили производство и только за один год взвинтили цены на товары в 26 раз.

    • 100-ЛЕТИЕ ОКОНЧАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ И СОВРЕМЕННОСТЬ
      2022-08-25 09:30

      У либерал-коммунистов вошло в моду охать и охаивать, когда речь заходит о крайностях Русской революции 1917 года и Гражданской войны (1917-1922). Оханьем они, по-видимому, выражают свою "беспредельную любовь к человечеству" (по выражению Ж.-Ж. Руссо), а охаиванием стараются умилостивить Запад: мол, мы свои, с коммунизмом в России покончено. Пять лет назад предатели пролетарской мысли закрыли глаза на 100-летний юбилей революции, а теперь - и на 100-летний юбилей окончания Гражданской войны.

    • 30-ЛЕТИЕ ЛИБЕРАЛЬНЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ И ПЕЩЕРА ПЛАТОНА
      2022-04-08 09:33

      "Чеканка метких слов и их непрекращающееся повторение. Весь трюк в том, чтобы с помощью метких слов пустить в ход клевету (Verleumdung). Мы должны уяснить себе, что это в высшей степени действенный метод… Я определенно не люблю войну слов, но такова действительность". Джованни Сартори. Тридцатилетие либеральных антидемократических экспериментов конца ХХ - начала ХХI вв., известных под наименованием "непопулярные болезненные реформы", произвело гнетущее впечатление на значительные массы людей. Оно оживило в их памяти тридцать безвозвратно потерянных лет жизни.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ВЗЛЕТЫ, ПАДЕНИЕ И ВОЗРОЖДЕНИЕ АРМЯНСКОГО ДРАМА
      2023-11-24 10:25

      О чем рассказывают деньги 25 ноября в Музее истории Армении откроется новая выставка под названием «Драм в Армении: времена и отношения», посвященная 30-летию национальной валюты Армении.

    • «НАУЧНЫЙ АРЦАХ» – ЗА ОБЩНОСТЬ ИНТЕРЕСОВ АРМЕНИИ И АРЦАХА
      2022-12-07 10:31

      В Научно-учебном центре экологического права им.А.Искояна ЕГУ 1 декабря состоялась презентация 3-го за этот год и 14-го по счету номера журнала «Научный Арцах». Дата проведения мероприятия выбрана не случайно: именно в этот день в 1989 г. Верховный Совет Армянской ССР и Национальный совет Нагорного Карабаха приняли совместное постановление «О воссоединении Армянской ССР и Нагорного Карабаха».

    • РОМАН «РУКИ-РЕКИ» - ПОСЛАНИЕ ИЗ ПРОШЛОГО В БУДУЩЕЕ
      2022-12-03 09:54

      Знаете, что происходит, когда в одном человеке сходятся физик и лирик? Большой взрыв! И рождается новый художник, с новой, совершенной матрицей! Как, в общем-то, и произошло с нашей героиней. Правда Лиана Шахвердян вовсе не физик по образованию, а математик. А математики не очень-то любят строиться в один ряд с физиками. Разные они очень. Одни ищут формулы, по которым решают задачи, другие пытаются объяснить, как работают эти формулы. Но, думаю, на сей раз нам простят столь вольное жонглирование определениями. Тем более, что речь пойдет не о физике, и не о математике, а о литературе, в которую Лиана Шахвердян ворвалась с оглушительным успехом.

    • АРМЕНИЯ-ЯПОНИЯ: ИЗ ПРОШЛОГО В БУДУЩЕЕ
      2022-10-10 09:16

      «Армения-Япония: прошлое, настоящее и перспективы будущего» - международная научная конференция под этим названием собрала в Национальной академии наук дипломатов, ученых, экспертов, представителей общественных организаций, занимающихся контактами между этими двумя странами. Среди них академик НАН РА Юрий Суварян, директор Института востоковедения НАН РА, кандидат исторических наук Роберт Казарян, начальник управления стран Азии и Тихого океана МИД РА Сурен Багдасарян, Чрезвычайный и Полномочный посол Японии в Армении господин Масанори Фукусима и другие приглашенные лица.