ОН ПОЛУЧАЛ ОТ ЖИЗНИ МНОГО СЮРПРИЗОВ
22 ноября выдалось поистине черным для любителей музыки. Ушли из жизни Дмитрий Хворостовский, Джон Хендрикс - один из лучших джазовых певцов всех времен, американец и легендарный продюсер, джазовый критик Джордж Авакян.
ЛЮБОВЬ К ДЖАЗОВОЙ МУЗЫКЕ СВОДИЛА С АВАКЯНОМ ДВАЖДЫ. Конечно, заочно я знал о нем многое раньше, а вот лично в первый раз - в 1998 году, когда он приезжал на ереванский джаз-фестиваль вместе с Татевик Оганесян, альбом, которой он тогда спродюсировал и представил. Тогда, сидя у него в номере гостиницы "Армения", мы долго разговаривали. Он рассказывал о себе, объяснял идею и концепцию нового альбома, знакомил с музыкантом, который сделал практически все для записи этого альбома, пианистом Арменом Донеляном. Мы договорились встретиться и на следующий день, но что-то не позволило ему прийти на встречу: он написал записку с извинениями и послал свой вариант рецензии на альбом, которую я до сих пор храню как реликвию...
Вторая встреча - опосредованная - случилась в прошлом году, когда готовился Второй ереванский джаз-фестиваль, посвященный ему. Тогда через его племянницу Александру, известного фотографа, удалось связаться с дочкой Авакяна Анаит: я просил Авакяна написать приветственное слово к фестивалю. Через несколько дней он прислал. Правда, по словам дочери, он лишь надиктовал ей эти несколько предложений, сам уже был плох... Несколько фотографий с ним, его записки остались в домашней коллекции как память об этом замечательном человеке и большом профессионале. Не говоря уже о многочисленных пластинках корифеев джаза, которых он продюсировал и помогал им встать на ноги.
Джордж Месроп Авакян родился 15 марта 1919 года в Армавире (Россия), где была большая армянская община. Через пару лет его родители Месроп и Манушак, забрав детей, переехали в Тбилиси. Когда Джорджи (так называли его родители) исполнилось 4 года, семья отправилась в Америку и обосновались в Нью-Йорке. Джордж закончил школу, а затем Йельский университет. Еще в период учебы в университете он начал работать на фирме Columbia Records, его обязанностью было разбирать архивы компании. На последнем курсе университета Авакян предложил фирме DECCA выпустить первый набор из 6 пластинок, содержащий записи чикагских музыкантов - Chicago Jazz - и снабженный написанной им специальной статьей. Сразу после выхода в свет этого набора, ставшего весьма популярным, на фирме Columbia он начинает издавать серию альбомов с переизданиями лучших записей джазовой истории - Hot Jazz Classics (эта серия дожила до появления в конце 40-х - начале 50-х формата долгоиграющих пластинок на 33,3 об/мин, которые впоследствии получили название "альбом").
В ГОДЫ ВОЙНЫ ДЖОРДЖ АВАКЯН РЯДОВЫМ СОЛДАТОМ УШЕЛ НА ФРОНТ. После войны он опять занимался своим любимым делом - копался в джазовых архивах фирмы Columbia. Там же он выпустил "Историю джаза" - серию грампластинок с записями Луи Армстронга, Бесси Смит, Флетчера Хендерсона и Дюка Эллингтона. Эта серия постоянно расширялась и дополнялась, дожив до эры цифровой записи. На Columbia Авакян проработал до 1958 года. К этому времени он уже спродюсировал ставшие эпохальными записи - в 1954 г. L.Armstrong Plays W.C.Handy, который стал одним из первых концептуальных, тематических, сфокусированных на творчестве одного композитора альбомов, и L.Armstrong Plays F.Waller. Знаменитая запись Duke Ellington at Newport, сделанная Авакяном на ньюпортском джаз-фестивале, практически вернула оркестру Эллингтона былую популярность, и с того момента карьера Эллингтона началась заново. Лучший альбом пианиста Эрролла Гарнера Concert by the Sea, а также альбом Дэйва Брубека с Полом Дезмондом Dave Digs Disney, записи великой исполнительницы спиричуэлс Махэлии Джэксон, колосса саксофона Сонни Роллинса и многих других - тоже дело рук Авакяна.
Но не надо забывать, что он работал не только со звездами джаза, но и внес серьезный вклад в развитие поп- и рок-музыки. Достаточно вспомнить о его сотрудничестве с великой Эдит Пиаф и рок-группой "Эверли Бразерс".
Джордж Авакян был новатором и первопроходцем во многих вопросах развития и становления индустрии грамзаписи и шоу-бизнеса вообще. Семь из них достойны того, чтобы о них знали все. Он спродюсировал первый полноценный джазовый альбом (в нашем сегодняшнем понимании) в истории грамзаписи, продумал и создал первую тематическую серию дисков, был инициатором и активным сторонником введения в практику записи долгоиграющих пластинок, ярым поборником записей "живых" концертов, которые под его руководством первой начала осуществлять фирма Columbia, благодаря более чем удачным записям вернул к "жизни" карьеры Армстронга и Эллингтона. Именно он стоял у истоков создания Американской академии звукозаписи, которая вручает престижную награду ГРЭММИ (и которой он был однажды удостоен!), создал понятие "аннотация к пластинкам".
Именно Джордж Авакян помог гиганту джаза Майлсу Дэвису достичь тех успехов, благодаря которым его узнал весь мир. Вместе с братом Арамом (фотографом и кинорежиссером) в 1959 году снял знаменитый фильм о фестивале в Ньюпорте - Jazz on a Summer’s Day. Наконец, после долгих и тяжелых переговоров с тогдашним министром культуры СССР Фурцевой Джордж Авакян организовал выступление оркестра Бенни Гудмена в Москве, Ленинграде, Тбилиси и Ташкенте в начале 60-х, а потом выпустил двойной альбом на фирме RCA Benny Goodman in Moscow, и именно Авакяна в последний год существования СССР - единственного из граждан Америки - наградили орденом Ленина.
"НОВАТОРСКИЕ ИДЕИ АВАКЯНА ПРИНЕСЛИ ИЛИ ПОМОГЛИ ПРИНЕСТИ в индустрию звукозаписи так много фундаментальных изменений и новшеств, что люди, которым меньше 70 лет сегодня, с трудом могут представить себе, что когда-то их и не было". Это фраза из поздравительной речи редактора престижного профессионального журнала DownBeat по поводу вручения Джорджу Авакяну награды за "Заслуги перед индустрией звукозаписи в течение всей жизни" в 2000 году. А еще в 2009 году Академия звукозаписи вручила ему награду Совета попечителей за заслуги всей жизни. Ну и, наконец, он является кавалером французских орденов Commandeur des Arts et Lettres и "Золотой Джанго" в номинации "Легенда джаза". Как пошутил на церемонии вручения этой престижнейшей европейской музыкальной награды председательствующий, "отныне Джорджа Авакяна можно считать не только отцом долгоиграющей пластинки, но и дедушкой лазерного диска".
Авакян с удовольствием делился своими знаниями со всеми. Он долгие годы преподавал историю джаза в Университете Колумбии. А с 1970 года перестал активно заниматься музыкой и целиком посвятил себя семейному бизнесу - разведению породистых лошадей и продаже ковров ручной работы.
Во время первой нашей встречи я спросил его, где можно почитать о нем подробнее. "Нигде, - ответил тогда Авакян, - но я собираюсь написать автобиографию, уже есть какие-то черновики, надеюсь дописать ее в ближайшее время". Все эти годы я пытался через американских друзей найти эту биографию. Не добившись успеха, в прошлом году спросил об этом Анаит. Она сказала, что он так и не дописал ее.
В 2014 ГОДУ ДЖОРДЖ АВАКЯН И ЕГО СУПРУГА СКРИПАЧКА АНАИТ АДЖЕМЯН, основательница Composers String Quartet, подарили все свои архивы, включая неизданные записи Луиса Армстронга и Дюка Эллингтона, нью-йоркской публичной библиотеке исполнительского искусства при Линкольн-центре. Попытка добраться до них не увенчалась успехом. Архивист предложил приехать и ознакомиться с ними на месте. Осуществить это пока не удалось. А так хочется собрать все эти документы в единую книгу об этом человеке...
Джордж Авакян прожил с Анаит Аджемян долгую и счастливую жизнь, полную творческих успехов и достижений. Анаит скончалась летом 2016 года. Брат Арам ушел из жизни в 1987 году. У Джорджа и Анаит остались две дочери - Анаит и Маро и сын Грег.
Когда Авакяну вручали его последнюю награду - National Endowment for the Arts Jazz Masters в 2010 году, он сказал: "...эта награда подтверждает мой жизненный принцип "живи как можно дольше, постарайся не попадать в тюрьму, и тогда можешь ожидать от жизни самых разных сюрпризов".
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2019-01-24 11:09
Имя Самвела ГАЛСТЯНА стало известно в 80-е годы. Он родился в Ереване, свое музыкальное образование начал в Музыкально-педагогическом училище имени А.Хачатуряна. Это были годы, когда в Армении наблюдался мощный подъем культурной жизни и музыка, хорошие песни звучали повсюду.
-
2019-01-22 11:23
О необходимости повышения культуры - в частности, музыкальной - говорится много. В том, что этим надо заниматься, убеждать никого не надо. Кого ни спросишь - все за. Всем не нравится, что происходит в нашем теле- и радиоэфире, на сценах залов и клубов. Все говорят: надо что-то делать!
-
2019-01-18 11:24
Говорят, что быть назойливым некрасиво. И повторять одно и то же десятки раз не стоит. Можно прослыть надоедливым. Но как же быть, скажите на милость, если люди с первого, второго и даже третьего раза не понимают или же, скорее всего, делают вид, что не понимают? Да, признаюсь, что на тему, о которой пойдет речь, уже приходилось высказываться на страницах газеты. Но, в отличие от других случаев, на эти публикации те, к кому были обращены призывы принять меры, никак не отреагировали.
-
2019-01-17 13:44
Как известно, воспоминания детства самые стойкие. Вот и я недавно, в праздничные дни, вспомнил, как родители водили меня на елку в Дом офицеров. Большая живая елка, яркие шары, Дед Мороз со Снегурочкой водят хороводы с детьми вокруг елки, просят их рассказать стишок или спеть песенку. Потом были целлофановые мешочки с подарками - конфеты, печенье, мандарины.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-05-03 12:41
Джаз - это не только музыка, это самоощущение. Джаз дает музыканту уверенность и чувство собственного достоинства - это особая профессиональная категория. Джаз дает слушателю особое ощущение свободы - так работает умение импровизировать, играть не только по нотам. Каждая встреча с джазом - это праздник эмоций, фонтан энергичных импровизаций, пробуждающий в нас лучшие чувства, дарующий высокое эмоциональное наслаждение, призывающий задуматься о подлинных нравственных ценностях.
-
2023-12-18 16:38
Армянский спорт понес очередную тяжелую утрату. Как сообщает официальный сайт Национального олимпийского комитета Армении, в возрасте 68 лет из жизни ушел Баграт Генрихович Бурназян – мастер спорта СССР международного класса по настольному теннису, бронзовый призер чемпионата Европы 1976 года в командном зачете.
-
2023-09-06 06:30
В Ереване в возрасте 94 лет ушел из жизни трехкратный олимпийский чемпион, четырехкратный чемпион мира, двукратный чемпион Европы по спортивной гимнастике Альберт Вагаршакович Азарян. Об этом на официальной странице Федерации гимнастики Армении в Фейсбуке сообщил ее президент Гагик Ваноян. "Дорогие соотечественники, с глубоким прискорбием сообщаем о смерти величайшего армянского спортсмена всех времен Альберта Азаряна. Было честью и счастьем стать ТВОИМ современником. Покойся с миром, дорогой мастер", – написал президент ФГА. Причины смерти не уточняются.
-
2022-11-11 10:28
В Ереване вышла в свет весьма необычная книга – этакая музыкальная шкатулка, в которой «спрятаны» ноты джазовых произведений современных армянских исполнителей этого направления музыки. Книга-шкатулка названа «Armenian Real Book», или, в армянской версии, «Հայկական Ջազադարան» («Армянский Джазадаран»), что говорит само за себя.