И КЛАССИКА, И ДЖАЗ
Лет десять назад я познакомился с замечательным композитором, автором симфонических и камерных произведений, киномузыки, заслуженным деятелем искусств Армении Юрием Арутюняном. Узнав, что я интересуюсь джазом, он тогда посоветовал мне обратить внимание на его внука Давида, который еще в тинейджерском возрасте уже великолепно владел саксофоном. Тогда я подумал, что это просто мнение любящего дедушки.
ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ Я САМ РЕКОМЕНДОВАЛ ДАВИДА МЕЛКОНЯНА на международный джазовый конкурс, на котором он, как и ожидалось, выиграл первую премию. Сегодня он участник наших лучших джазовых групп и полноправный член Государственного джаз-оркестра Армении. Как-то Давид упомянул про своего младшего брата Даниела, который, по его оценке, хорошо играет на трубе. Я опять-таки скептически улыбнулся - старший брат радеет за младшего. Но вот в 2014 году, наблюдая по ТВ за перипетиями 15-го Международного телевизионного конкурса молодых музыкантов "Щелкунчик", я увидел Даниела на сцене. Ну а когда узнал, что он удостоился "Бронзового Щелкунчика", понял, что это более чем серьезно. Ну и, наконец, последняя новость: Даниел Мелконян вернулся с 9-го Международного конкурса трубачей, проходившего в Болгарии в ноябре этого года, с первым призом. Конкурс состоял из двух этапов: в первом приняли участие представители 10 стран, во втором осталось уже 5 стран. Это уже третий международный конкурс, в котором успешно участвует молодой армянский трубач.
Про дедушку и брата Даниела уже сказали, но надо еще упомянуть, что бабушка - пианистка, мама - преподаватель игры на арфе, папа в прошлом струнник. И, наверное, нет ничего странного в том, что играть на трубе он начал с 7 лет, а в 8 лет уже принимал участие в конкурсе.
Со студентом первого курса Ереванской государственной консерватории им. Комитаса Даниелом Мелконяном мы беседовали на скамеечке, в сквере рядом с консерваторией.
- Поздравляю с очередной победой! Расскажи немного о конкурсе.
- Конкурс состоялся в болгарском городе Стара Загора. В нем участвовали 30 человек. СНГ представляли Россия, Азербайджан, Армения. Были еще трубачи из Турции, Польши, конечно, Болгарии, других европейских стран. Азербайджанец и турок выбыли сразу после первого тура. Во второй прошли европейцы и я. В первом туре я сыграл концерт Й.Гайдна и "Скерцо" В.Щелокова. Во втором туре представил "Сонату" П.Хиндемита и "Весенние воды" С.Рахманинова.
- А как ты вообще попал на этот конкурс?
- В прошлом году в Москве я встретился с одним из его организаторов. Он и посоветовал мне принять участие. Ну а дальше, как говорится, дело техники - по интернету подал заявку, ее приняли, и я поехал. Билеты на поездку мне предоставило Министерство культуры Армении, за что я выражаю свою искреннюю благодарность. А остальные расходы взяла на себя организация "Еразард", которая постоянно помогает молодым музыкантам с приобретением инструментов, обеспечением поездок на конкурсы, фестивали.
- А что дает участие в подобных конкурсах?
- Конкурс - это прежде всего опыт, общение, это знакомства с новыми лицами в своей области. Узнаешь, кто как играет, как занимается, знакомишься с современными тенденциями развития музыки в твоей области. Если говорить конкретно о моей данной поездке, то это все вышесказанное плюс общение с такими звездами-исполнителями на трубе, как, например, американец Рональд Ромм, один из лучших сегодня трубачей, бывший участник легендарной группы Canadian Brass, играющей все на свете, - от музыки барокко до джаза, или Андрей Иков, первая труба оркестра Большого театра. Поверьте, общение с музыкантами такого уровня, советы таких мастеров очень многое значат. Был и денежный приз, который я могу потратить по своему усмотрению.
- Ты начинал учиться у Джона Саргсяна в Ереванской музыкальной школе им. Чайковского...
- Я и сейчас у него учусь в Ереванской консерватории.
- А он не против того, чтобы ты, учась в консерватории, выступая на престижных конкурсах классической музыки, играл еще и джаз, причем играл на серьезном уровне?
- Нет. Он очень лояльно и с пониманием относится к этому моему второму увлечению. Здесь, наверное, срабатывает главный принцип: играй что хочешь, но играй хорошо. Он никогда не против моих поездок или участия в каких-то конкурсах, фестивалях. Если уровень мероприятия достаточно высокий, достойный, то почему бы и нет.
- А тебе самому не мешает такое музыкальное раздвоение?
- Тут главное правильно распределить роли и время, уделяемое тому или другому жанру. Конечно, если у меня на носу концерт классической музыки, то я целиком посвящаю все свое время именно ему и на какой-то период забываю о джазе. Это может длиться, скажем, месяц. Но наоборот никогда не бывает. Я не могу надолго "забывать" о классике. Все же классическая музыка для меня - это основное. А джаз - для души, в качестве развлечения, что ли. Но это совсем не означает, что я отношусь к занятиям джазом спустя рукава. Просто джаз на втором месте. И если джаз может помешать классике, то он на время отходит на второй план.
Этой осенью Даниел был участником Государственного джаз-оркестра Армении, объездил с ним несколько российских городов и прекрасно зарекомендовал себя. Был очень активным и на сцене, и на джем-сейшнах и на мастер-классах. Его игру отметили многие серьезные музыканты и даже педагоги джазовых музыкальных образовательных заведений.
- Ты уже побывал в амплуа джазового оркестранта. А в составе симфонических оркестров приходилось выступать?
- Да, этой весной я выступал с оркестром п/у маэстро Эдуарда Топчяна, исполнив произведение Арно Бабаджаняна "Мое сердце в горах", играл в Воронеже с тамошним симфоническим оркестром "Венецианский карнавал" Ж.Б.Арбана, в Москве выступал с Национальным филармоническим оркестром России п/у В.Федосеева (правда, за пультом стоял другой дирижер).
- А с музыкантами какого оркестра веселее - джазового или симфонического?
- Все зависит от конкретных людей, а не от инструментов или партий, которые они исполняют. Конечно, со стороны может показаться, что все классики очень строгие и даже скучные люди, а джазмены - наоборот. Но это не так, более того, может быть и совсем наоборот. У меня масса друзей в разных оркестрах. Разница лишь в том, что музыканты нашего джаз-оркестра в основном молодые ребята и мне там легче общаться: поездка с Госджазом Армении по городам России была очень приятной и веселой.
- А дома ты с Давидом играешь? Занимаетесь вместе?
- Да, конечно. Когда он приходит, если есть время, мы слушаем вместе музыку, разбираем ноты, партии, играем что-то, пытаемся создать что-то свое...
- Нет ли желания создать свой собственный ансамбль по типу известных в мире "братских" составов?
- Есть, конечно. Просто Давид сейчас очень занят. А когда найдет время, а точнее, когда созреет идея, он соберет свой коллектив и я, конечно, с удовольствием войду в него. Думаю, вместе мы сможем предложить что-то интересное.
- Кого бы ты отметил из подающих серьезные надежды музыкантов?
- Из моих ровесников это в первую очередь Тигран Арутюнян, студент консерватории, и Айк Гургенян. Постарше ребята - это Левон Пучинян, Айк Газарян. Но никого из них я не считаю конкурентами. Мы друзья, помогаем друг другу всегда, мы скорее партнеры.
- Последний вопрос - как ты думаешь, в будущем ты станешь все-таки классическим музыкантом или джазовым?
- Трудный вопрос. Могу только сказать, что оба жанра будут присутствовать в моей жизни. И если даже классическая музыка станет превалировать, то джазу тоже всегда найдется достойное место в моей музыкальной практике.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2019-01-24 11:09
Имя Самвела ГАЛСТЯНА стало известно в 80-е годы. Он родился в Ереване, свое музыкальное образование начал в Музыкально-педагогическом училище имени А.Хачатуряна. Это были годы, когда в Армении наблюдался мощный подъем культурной жизни и музыка, хорошие песни звучали повсюду.
-
2019-01-22 11:23
О необходимости повышения культуры - в частности, музыкальной - говорится много. В том, что этим надо заниматься, убеждать никого не надо. Кого ни спросишь - все за. Всем не нравится, что происходит в нашем теле- и радиоэфире, на сценах залов и клубов. Все говорят: надо что-то делать!
-
2019-01-18 11:24
Говорят, что быть назойливым некрасиво. И повторять одно и то же десятки раз не стоит. Можно прослыть надоедливым. Но как же быть, скажите на милость, если люди с первого, второго и даже третьего раза не понимают или же, скорее всего, делают вид, что не понимают? Да, признаюсь, что на тему, о которой пойдет речь, уже приходилось высказываться на страницах газеты. Но, в отличие от других случаев, на эти публикации те, к кому были обращены призывы принять меры, никак не отреагировали.
-
2019-01-17 13:44
Как известно, воспоминания детства самые стойкие. Вот и я недавно, в праздничные дни, вспомнил, как родители водили меня на елку в Дом офицеров. Большая живая елка, яркие шары, Дед Мороз со Снегурочкой водят хороводы с детьми вокруг елки, просят их рассказать стишок или спеть песенку. Потом были целлофановые мешочки с подарками - конфеты, печенье, мандарины.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-05-03 12:41
Джаз - это не только музыка, это самоощущение. Джаз дает музыканту уверенность и чувство собственного достоинства - это особая профессиональная категория. Джаз дает слушателю особое ощущение свободы - так работает умение импровизировать, играть не только по нотам. Каждая встреча с джазом - это праздник эмоций, фонтан энергичных импровизаций, пробуждающий в нас лучшие чувства, дарующий высокое эмоциональное наслаждение, призывающий задуматься о подлинных нравственных ценностях.
-
2022-11-11 10:28
В Ереване вышла в свет весьма необычная книга – этакая музыкальная шкатулка, в которой «спрятаны» ноты джазовых произведений современных армянских исполнителей этого направления музыки. Книга-шкатулка названа «Armenian Real Book», или, в армянской версии, «Հայկական Ջազադարան» («Армянский Джазадаран»), что говорит само за себя.
-
2022-06-16 09:52
Книга "Авет Габриэлян в кругу родных и близких" (фрагменты из семейной хроники) принадлежит перу художественного критика Эллен Гайфеджян. Книга необычна. Мы привыкли ждать от Эллен исследований, посвященных жизни и творчеству крупнейших мастеров армянского изобразительного искусства. Всем ее книгам свойственны важность и актуальность анализируемых тем, умный и впечатляющий, с большим вкусом сделанный выбор художников и их произведений, а также подлинная и безусловная серьезность и ценность связанного с этими художниками круга идей и размышлений. Книги эти вносят много нового в представления и знания о тех художниках, которых она выбрала для своего анализа.
-
2022-05-03 10:04
Исполнилось 95 лет со дня рождения Мстислава Ростроповича Его жизнь - истинный подвиг служения Музыке. Его имя есть во всех музыкальных энциклопедиях. Ему посвящена не одна монография. Пресса многих городов и стран единодушно признала выдающиеся достоинства Мстислава Ростроповича – виолончелиста и дирижера.