Последние новости

ОДУХОТВОРЕННОЕ МАСТЕРСТВО

В мастерской Фараона МИРЗОЯНА появилось панно, посвященное 100-летию Сардарапатской битвы

Если бы существовал на свете прибор, определяющий, к чему человек наиболее способен, уверена, приставь этот чудесный аппарат к сердцу Фараона Мирзояна, на шкале, где обозначены все профессии, стрелка остановилась бы напротив слова "художник".

         Поражает его одержимость искусством. Он живет им. Увлеченность и преданность профессии - абсолютны. Вне искусства его жизнь непредставима, хотя он не лишен той общественной жизни, которой нередко увлечен. Но вместе с тем он до такой степени готов к творчеству, что малейшего повода достаточно, чтобы возникло состояние, когда "...душа стесняется лирическим волненьем, трепещет и звучит, ищет как во сне излиться, наконец, свободным проявлением".

        ЛИРИЗМУ ХУДОЖНИК ОТДАЛ ВСЕ ПРАВА. В ЭТОМ УБЕЖДАЮТ ЕГО КАРТИНЫ В МАСТЕРСКОЙ, в которой полезно оказаться каждому: можно почувствовать душу художника и приблизиться к пониманию его творческого метода. Здесь нет ничего случайного, каждая вещь, сама атмосфера - кладезь информации о хозяине. В самом облике мастерской есть что-то таинственное - то ли старинные, высокие, чуть ли не до потолка, часы или уникальные, не совсем обычные шкафы с ящиками, как бы сжимая и вытягивая пространство вверх, меняют реальное соотношение предметов. То ли стены, сплошь завешанные картинами, излучают некое загадочное мерцание.

         Здесь, в этой мастерской, все подчинено делу. Хотя за окном довольно шумно (здание, где находится мастерская художника, расположено на пересечении ереванских улиц Туманяна и Сарьяна), здесь тишина, узаконенная потому, что сюда приходят заниматься серьезным и любимым делом. Потому здесь все к месту - удобно, уютно, артистично. Для Фараона Мирзояна - это единственное место на земле, где плодотворно одиночество и радостно гостеприимство.

         В мастерской немало работ, и каждая из них вызывает живейший интерес. Их пронизывает поэтическая одухотворенность. В каждой - великая жизнерадостность кисти. У самого входа - огромный пейзаж на тему осени. Колорит от багряно-красных кустов до звенящего золота желтеющей осени очень красив и вызывает все те чувства, которые испытываешь, пребывая в ее атмосфере. В ней живет олицетворенная стихия армянской природы и воспринимается как своеобразная исповедь души, стесненной лирическим волнением. Сильна и эффектна по цвету, интересна по композиции картина из серии "Тайная вечеря". Она обнаруживает высокое мастерство художника, профессионализм и мощь эмоционального воздействия на зрителя.

         Фараон Мирзоян в мастерской И еще один момент в картине, который чрезвычайно важен, - вопрос цвета. Очень часто увлечение многоцветностью, огромным количеством красок считается положительным в колористическом решении картины, в то время как колористическая сторона выражается не цветом вообще, а тональностью. Картина "Тайная вечеря" написана в три тона, но она поражает богатством и яркостью цветовой гаммы. Пейзаж этот надолго остается в памяти, как, впрочем, и другие работы - изысканные женские портреты, автопортрет хозяина мастерской, композиционные полотна и удивительно написанные натюрморты и даже скульптурные портреты, выполненные самим живописцем.

        Конечно, лиризм - не единственная черта живописи Ф.Мирояна. Человек беспокойного творческого сознания и обостренного чувства современности, гражданственности, художник давно заявил о себе как о живописце, тяготеющем к оригинальным решениям крупных, общезначимых и социально важных тем. Недавно Фараон завершил большое живописное панно, посвященное важнейшей в жизни страны дате - 100-летнему юбилею Сардарапатского сражения. Именно это панно и послужило поводом для новой встречи с художником. Это панно - символ победы, возрождения

           ПАННО, ПОСВЯЩЕННОЕ САРДАРАПАТСКОМУ СРАЖЕНИЮ, - ПОДЛИННО монументальное произведение не только в силу больших размеров (оно занимает целую стену мастерской), но прежде всего по содержательности замысла. Изучены исторические и архивные материалы при работе над полотном, и хотя в самом выборе жанрового момента, воплощенного живописцем, нельзя не заметить определенной переклички с произведениями художников более старшего поколения, решающих историческую тему в жанрово-героическом ключе, однако в пластической трактовке образов, в колористическом строе композиции явно сказывается стремление художника передать романтику победы, поиск глубинных основ для каждого образа.

         Картина, четкая по композиционной структуре, лишена однообразия и сухости. В центре полотна - женский образ, символизирующий победу, возрождение. Далее мы видим реальных участников события, его действующих лиц, подлинных героев, обеспечивших победу, - генерал-майора Мовсеса Силикяна и его заместителя полковника Даниелбека Пирумяна. Герои картины - натуры цельные и могучие, в деянии утвердившие свою личность, волю. Каждый из них - яркий характер и одновременно - идеал человека. Это некая эпически возвышенная норма личности и своего рода концентрированное воплощение героического начала, выраженного в величии духа и разума.

         В картине даны и разнообразные образы воинов Сардарапатской битвы, значение которой трудно переоценить. Согласно британскому историку Кристоферу Уэлкору, если бы армяне проиграли битву, "вполне возможно, что слово "Армения" сохранилось бы лишь как термин исторической географии". Спустя 843 года после битвы под стенами Ани Армения один на один сразилась с турецкими войсками и победила. Победа под Сардарапатом ознаменовала восстановление армянской государственности на территории Армении, образование Республики Армения 28 мая 1918 года.

         Величие этой победы в том, что армянский народ воспрял духом, поверил в свои силы, подтвердив известную истину: нельзя победить народ, который сражается за свою честь, свободу и независимость. Именно это - апофеоз человека с эпическим размахом - поэтически вдохновенно воспел художник в своем панно, передавая физическое и духовное совершенство человека, его мощь и энергию средствами своего искусства.

         СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К ГЕРОЯМ МИРЗОЯН ВЫРАЗИЛ В НЕОБЫЧАЙНОЙ ПРОЗРАЧНОСТИ, хрупкости, невесомости красок. Нежно золотисто-голубое марево, которым окутана героиня, - символ победы, подчеркивает ее одухотворенность, целомудрие. Здесь цвет играет самую активную роль, несет в себе основную нагрузку, помогает передать чувства, настроение. Каждая деталь на полотне дышит, живет отдельной жизнью и вместе с тем неотделима от полотна. Какое чувство меры, величие, одухотворенное мастерство! Историческая тема заговорила в творчестве художника современным языком. Продуманная композиция, удачное расположение фигур в пространстве, как бы окутанных воздухом и светом, мажорное - нежное звучание полотна - все создает светлое, торжественное настроение в этой монументальной живописной работе.

         Это не единственная монументальная работа художника. Известны и другие его работы социальной направленности - "Арцах", "Армения". Но мне особенно близка поэтичная дипломная работа Мирзояна. Довольно большое по размерам, это произведение удивительно музыкально в цветовом композиционном своем построении. На фоне эпического пейзажа (как и в новой работе) художник изобразил композитора Комитаса среди народных музыкантов и танцоров. Силуэты далеких гор, нежный голубовато-серо-зеленый колорит росписи гармонируют с плавными движениями танцующих девушек. И словно слышишь само звучание музыки.

        P.S. В Национальной библиотеке Армении открывается панно Ф.Мирзояна "Сардарапатское сражение", которое впредь будет украшать ее фойе.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ВОЯЖ ПО ЭПОХАМ
      2024-11-22 09:48

      Очерк. Из журналистского блокнота ...Рассвет. Ереван словно искрится дымчатым тюлем, пропитанным свежестью. Он не такой, как днем. Поэтичнее. Без жгучих запахов шаурмы и других съедобных продуктов, многочисленных уличных кафе и их посетителей, разносчиков-курьеров, снующих в быстром темпе то тут, то там, разметая прохожих. А пока слишком рано. Сейчас раздастся звонок в дверь, и деловой день раскрутится во всем своем торопливом напряжении.

    • ОН ВНЕ ВСЕХ
      2024-11-15 10:34

      16 ноября исполняется 85 лет со дня рождения замечательного композитора Роберта АМИРХАНЯНА В эти дни музыкальная общественность Армении - коллеги, поклонники таланта признанного мастера, композитора, новатора эстрадно-лирической песни, народного артиста Армении, музыкально-общественного деятеля, профессора Ереванской консерватории Роберта Амирханяна - празднуют его юбилей.  Он вошел в армянскую музыку как личность, обладающая своей эстетической позицией, своим пониманием жизни, с желанием говорить с современниками о современности. Роберт Амирханян, творящий свой неповторимый образный мир, видящий действительность через кристалл своего искусства, обладающий уникальной палитрой, своим собственным "алфавитом", - явление самобытное и редкое в нашей музыке.

    • ЧЕЛОВЕК-ПРАЗДНИК
      2024-11-13 10:24

      Два вечера в Ереване с триумфальным успехом играл выдающийся российский пианист Денис МАЦУЕВ Его приезд был инициирован руководством самого престижного международного фестиваля "Ереванские перспективы" художественным руководителем, композитором Степаном Ростомяном и главным менеджером Соной Ованесян при поддержке Министерства образования, науки, культуры и спорта РА и ВТБ (Армения). Фестиваль этот не заигрывает со своей публикой: он действительно любим ею, а его концерты, представляя самых знаменитых исполнителей мира, всякий раз поражают своей неожиданностью и новизной звучания. Они будят в нас живые ассоциации, без чего, как известно, любой концерт независимо от уровня исполнения остается бездыханным.

    • УРОКИ СОТРУДНИЧЕСТВА И ДУХОВНОСТИ ОТ НАЦИОНАЛЬНОГО ФИЛАРМОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА
      2024-11-06 10:40

      Недавно Национальный филармонический оркестр Армении под управлением Эдуарда Топчяна завершил свой самый крупный проект начала нового сезона - Ереванский международный фестиваль классической музыки.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • НЕУТОМИМЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ЗАПАДНОАРМЯНСКОЙ ПЕЧАТИ
      2024-11-09 11:32

      К 85-летию Альберта ХАРАТЯНА Уходящий год был юбилейным для доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента НАН РА Альберта Арменаковича ХАРАТЯНА, человека, внесшего большой вклад в изучение истории западноармянской прессы.

    • АРМЯНИНА В АРМЯНИНЕ НЕ УБЬЕШЬ - ДОКАЗАНО HAYAT PROJECT
      2024-10-23 09:52

      "Я солнцем вскормленный язык моей Армении люблю... Я - и в крови, и сироту - свой Айастан, как яр, люблю..." - в форсированной фразировке, в кличе, взрыве рождалось то, что не расскажешь и не опишешь... Так читал строки Чаренца Хорен Абрамян. И вот теперь с таким же хриплым раем торжества читал их поэт, музыкант, подюсер Рубен Мхитарян...

    • УРОКИ ЗОРИЯ БАЛАЯНА
      2024-10-10 10:55

      К 90-летию писателя-публициста Хочу с самого начала внести некоторые уточнения и пояснения. Заметки эти вовсе не претендуют на сколько-нибудь полный и целостный охват жизни и деятельности Зория Балаяна. Это не очерк и не литературный портрет известного писателя-публициста и национально-общественного деятеля. Я не собираюсь перечислять здесь все его заслуги перед страной и народом и присвоенные ему правительственные и государственные награды, почетные звания, ордена и медали. Их много, их более чем достаточно, и исчерпывающие сведения о них можно найти в Википедии.

    • 10 ЛЕТ ЕАЭС: УСТРАНЯЯ «ШВЫ» И НАКЛАДЫВАЯ «ШИНЫ»
      2024-09-28 10:44

      О чем будут говорить на III Евразийском экономическом форуме в Ереване Дискуссию о том, стоит ли допускать на пространстве евразийской интеграции конкуренцию, можно считать завершенной. А ведь, помнится, как-то на одном из высоких собраний ЕАЭС представитель Беларуси даже говорил о недопустимости конкуренции между производителями и поставщиками услуг из стран «интеграционной пятерки». Вспоминается также, как несколько лет назад во время моего посещения Крыма директор флагмана крымской промышленности завода «Фиолент» несколько обиженно констатировал, что их электроинструментам приходится вступать в жесткую конкуренцию на российском рынке с российскими же и западными аналогами…