ДЖАЗ ПОД ДОЖДЕМ
Говорят, зритель голосует рублем. А еще ногами. Так, если бы было можно пересчитать количество ног, стоявших и пританцовывавших в лужах в тот вечер на ереванском Каскаде, то можно было смело сделать вывод, что интерес к джазовой музыке у нас растет от концерта к концерту.
30 АПРЕЛЯ ВЕСЬ МИР ВОТ УЖЕ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ ОТМЕЧАЕТ Международный день джаза. С первого года, сразу после принятия ЮНЕСКО такого решения, Ереван подключился к этому мероприятию. Благодаря стараниям столичной мэрии, а затем и Армянской ассоциации джаза каждый год на Каскаде проводится грандиозный концерт с участием лучших джазовых музыкантов Еревана. А в последние годы на эти праздничные концерты приглашаются и зарубежные звезды. В этом году любители этого жанра музыки готовились встречать французских звезд - пианиста и композитора Андре Манукяна и певицу Чайну Мозес, но концерт не состоялся. Ассоциация джаза при поддержке мэрии решила "вернуть долг" нашим джазфанам, подарив 22 мая очередной большой праздник музыки, посвятив его двум юбилеям - 100-летию республики и 2800-летию Еревана.
Красиво оформленная сцена, украшенная символикой двух юбилеев, логотипами, флагами, гербами города и Дня джаза, приняла в тот вечер сразу два больших джаз-оркестра и многочисленных солистов. Концерт начался с небольшим опозданием - из-за дождя. Как только погода устоялась, свое выступление начал джаз-оркестр Общественного радио п/у народного артиста РА композитора Ерванда Ерзнкяна. За клавишным инструментом сидел другой народный артист республики, который родился в один год с нашим джазом, - Мартин Цолакович Вартазарян, связанный с джазом и "кровно" - ведь именно его отец стоял у истоков создания первого в республике настоящего джаз-оркестра!
Этот оркестр является неким хранителем золотых традиций армянского и мирового джаза. Классические произведения жанра в классическом представлении. Лучшие образцы армянской традиционной эстрады и песенной классики представили Артур Испирян, давно работающий на ниве возрождения армянской эстрадной песни, певица Анна Вартазарян, молодой вокальный квартет "Опера Вива!" ... А популярные образцы традиционного американского джаза показали представители молодого поколения - певицы Лусине Саргсян, Нарине Довлатян и постоянная солистка оркестра Лусине Кчозян. В нескольких инструментальных номерах в исполнении оркестра отличился трубач Давид Татевосян. К концу выступления оркестра погода начала испытывать публику на прочность, опять пошел дождь, на сей раз уже сильный. Люди раскрыли зонты. Остальные терпели неудобство ради хорошей музыки.
В САМЫЙ РАЗГАР НЕПОГОДЫ НА СЦЕНЕ ПОМЕНЯЛИСЬ СОСТАВЫ - появился Государственный джаз-оркестр Армении п/у заслуженного деятеля искусств Армена Уснунца. Каждый раз слушая этот коллектив, не перестаешь удивляться нескольким вещам. Во-первых, оркестр постоянно показывает практически новые программы. Во-вторых, в оркестре часто происходит смена состава. Вот и на сей раз в ритм-группе произошли изменения. Насколько известно, Уснунц как опытный тренер команды постоянно тасует музыкантов, пытаясь найти наилучший вариант. Но, конечно, есть и ведущие музыканты, молодые, которые уже прочно завоевали свое место в составе оркестра - саксофонисты Давид Мелконян, Давид Налчаджян, Дмитрий Арзуманян, трубач Айк Газарян…
Как всегда, в оркестре были новые вокалисты. Первый, Артем Акопян, больше известен как поп-исполнитель, "засветившийся" в одном из телеконкурсов. Он исполнил один джазовый стандарт и одну армянскую эстрадную песню. Выступление показало, что ему больше удается эстрада, чем джаз. Но руководитель оркестра наверняка знает, что делает, и, очевидно, надеется, что у Артема появится то особое чутье, которое отличает поп-певца от представителя джазового сообщества.
А вот второй дебют - девичье трио - порадовал от души. Три совсем молоденькие девушки - Термине Арабачян, Ани Маргарян и Диана Аветисян спели три номера, и каждый из них прозвучал просто отменно. Было чувство, что девочки всю свою короткую пока еще жизнь поют джаз и поют вместе, хотя познакомились они всего лишь несколько месяцев назад. Особенно им удался старый хит времен Второй мировой войны Don't Sit Under the Apple Tree, который тогда же сделали популярным оркестр Глена Миллера и вокальное трио сестер Эндрюс. Наше трио звучало максимально приближенно к оригиналу и по голосам, и по манере. Вторым номером в их исполнении прозвучал знаменитый хит Agua de Beber бразильского композитора Антонио Джобима, и с ним девочки опять попали в "десятку". Третий номер - армянский - удался им меньше, но вполне в рамках происходящего.
Я остановился на этих исполнителях подробнее, чем на остальных, потому, что благодаря конкурсу молодых джазовых исполнителей, проведенному в конце прошлого года радио "Ван" и Ассоциацией джаза, и были выявлены эти девушки, лучшие на сегодняшний день начинающие джазовые вокалистки: при упорной работе они могут стать звездами нашего джаза. И тут опять реверанс в адрес Армена Уснунца, который, не дожидаясь пока певицы вырастут в прямом и переносном смысле слова, взял их к себе, упорно работал и рискнул вывести на сцену. В результате в выигрыше оказались все - и девочки, и оркестр, и, самое главное, наш слушатель.
В заключение собственной программы оркестра дал жару виртуозный исполнитель на губной гармонике Артак Нерсисян. Импровизированный зал задвигался, загудел и затанцевал, стоя на месте.
А тем временем дождь усиливался, капли становились все крупнее, ветер все интенсивнее. Что произошло с многотысячной группой слушателей? Вы думаете, они разбежались? Ничего подобного! Те, у кого были зонты, пригласили укрыться тех, у кого их не было, и так, группками по 3-4 человека, и стояли до самого конца концерта.
В ЗАВЕРШЕНИЕ КОНЦЕРТА НА СЦЕНЕ ПОЯВИЛСЯ СПЕЦИАЛЬНО прилетевший из Москвы "лучший джазовый голос России" с 80-х годов неподражаемый Сергей Манукян. И тут началось! Вместе с Артаком Нерсисяном он закрутил такую карусель, что люди, забыв о дожде, выскочили из своих укрытий и начали танцевать прямо под дождем. Он исполнил четыре-пять композиций, и все практически забыли о проливном дожде. Он пел, танцевал, заставлял подпевать слушателей, и они с радостью и удовольствием отвечали ему. От него шел такой позитивный заряд энергии и тепла, что, казалось, он обогрел намокших до нитки и промерзших слушателей. Великолепное завершение прекрасного джазового праздника!
Хочется отметить большую работу нашей Ассоциации джаза и ее желание сдвинуть с мертвой точки дело популяризации джаза среди молодежи. Организация и проведение концертов, фестивалей, поддержка более мелких мероприятий, связанных с развитием джаза в Армении, достойны уважения и похвалы. Постоянно заполняемые залы и площади на джазовых концертах и есть видимый и конкретный результат такой деятельности.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2019-01-24 11:09
Имя Самвела ГАЛСТЯНА стало известно в 80-е годы. Он родился в Ереване, свое музыкальное образование начал в Музыкально-педагогическом училище имени А.Хачатуряна. Это были годы, когда в Армении наблюдался мощный подъем культурной жизни и музыка, хорошие песни звучали повсюду.
-
2019-01-22 11:23
О необходимости повышения культуры - в частности, музыкальной - говорится много. В том, что этим надо заниматься, убеждать никого не надо. Кого ни спросишь - все за. Всем не нравится, что происходит в нашем теле- и радиоэфире, на сценах залов и клубов. Все говорят: надо что-то делать!
-
2019-01-18 11:24
Говорят, что быть назойливым некрасиво. И повторять одно и то же десятки раз не стоит. Можно прослыть надоедливым. Но как же быть, скажите на милость, если люди с первого, второго и даже третьего раза не понимают или же, скорее всего, делают вид, что не понимают? Да, признаюсь, что на тему, о которой пойдет речь, уже приходилось высказываться на страницах газеты. Но, в отличие от других случаев, на эти публикации те, к кому были обращены призывы принять меры, никак не отреагировали.
-
2019-01-17 13:44
Как известно, воспоминания детства самые стойкие. Вот и я недавно, в праздничные дни, вспомнил, как родители водили меня на елку в Дом офицеров. Большая живая елка, яркие шары, Дед Мороз со Снегурочкой водят хороводы с детьми вокруг елки, просят их рассказать стишок или спеть песенку. Потом были целлофановые мешочки с подарками - конфеты, печенье, мандарины.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-05-03 12:41
Джаз - это не только музыка, это самоощущение. Джаз дает музыканту уверенность и чувство собственного достоинства - это особая профессиональная категория. Джаз дает слушателю особое ощущение свободы - так работает умение импровизировать, играть не только по нотам. Каждая встреча с джазом - это праздник эмоций, фонтан энергичных импровизаций, пробуждающий в нас лучшие чувства, дарующий высокое эмоциональное наслаждение, призывающий задуматься о подлинных нравственных ценностях.
-
2022-11-11 10:28
В Ереване вышла в свет весьма необычная книга – этакая музыкальная шкатулка, в которой «спрятаны» ноты джазовых произведений современных армянских исполнителей этого направления музыки. Книга-шкатулка названа «Armenian Real Book», или, в армянской версии, «Հայկական Ջազադարան» («Армянский Джазадаран»), что говорит само за себя.
-
2022-03-02 09:53
В 2009 г. во Франции родилось джаз-трио в стандартном составе - фортепиано, контрабас и ударные, которому суждено было изменить устоявшиеся представления о джазе и вдохнуть струю свежего воздуха в музыкальную жизнь страны. Группа получила весьма простое, но меткое для века технологий название – RP3 (по аналогии с mp3), и вскоре привлекла внимание ценителей джаза нестандартной программой, удачным смешением стилей, умением найти тонкую грань между роком и джазом, придать импровизационный характер классическим мелодиям, вырвать фрагмент поп-музыки и посадить его на джазовые аккорды.
-
2021-11-19 09:01
В Ереване, в рамках 7-го Международного фестиваля джазовой музыки Yerevan Jazz Fest, состоялся концерт всемирно известного певца, виртуоза бас-гитары, мастера-инструменталиста Ришара (Ричарда) Бона. Несмотря на обострение ситуации на границах Армении, концерт невозможно было отменить, так как Бона уже находился в самолете и летел в Ереван в момент активизации военных действий. Организаторы фестиваля в лице Армянской ассоциации джаза решили пока ограничиться концертом этого представителя западно-африканского современного джаза, который должен был дать старт фестивальному проекту.