"СОЗДАТЬ РОДИНУ - ГЕРОИЗМ, БЛАГОУСТРАИВАТЬ РОДИНУ - МИССИЯ"
Революционная весна 2018 года заставила задуматься о пути, пройденном Арменией за последнюю четверть века и вспомнить о предшествующем независимости более чем полуторавековом отрезке времени, тем более, что 2018-й - год юбилея события, о котором в независимой Армении не вспоминают.
190 ЛЕТ НАЗАД АРМЕНИЯ ВОШЛА В СОСТАВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. Последний раз торжества по этому поводу проводились в 1978 году. Как и полагалось, 150-летие отмечалось с большим размахом. В Ереване тогда гостил Уильям Сароян: в Армению писателя пригласили армянские друзья, чтобы здесь, на родине, отметить его 70-летие. И хотя программа пребывания у него была расписана по часам, Сароян изъявил желание принять участие во всех мероприятиях, посвященных более значимому с его точки зрения, чем его собственный юбилей, событию. В те дни не раз повторялись ставшие крылатыми слова Хачатура Абовяна о благословенном часе, когда нога русского солдата вступила на многострадальную землю Армении; слова Аветика Исаакяна о том, что штык одного русского солдата на границе с Турцией перевешивает всю Лигу Наций; слова Ованеса Туманяна: "Слава богу, что интересы великой России совпадают с интересами маленькой Армении". Сегодня вспоминать все это как бы даже неприлично. Сегодня привлекательнее (да и выгоднее, если учесть, какие средства на это затрачиваются) промывать мозги новым поколениям о том, что Армения запросто обошлась бы без России, а 70 лет советской власти затормозили ее развитие.
Можно скептически относиться к словам классиков армянской литературы, очевидцев массового физического истребления армян, и делать предположения о том, что, если бы не Россия, судьба Армении была бы значительно благополучнее, а к началу Второй мировой войны у Армении, не будь она частью СССР, была бы настолько мощная армия, что ей не составило бы труда отразить нашествие фашистской Германии и ее союзницы Турции. Но исторический опыт и географическое положение Армении наводят на мысль, что почти вековое пребывание в составе Российской империи предотвратило полное истребление армян. Что касается советского периода, якобы затормозившего развитие Армении, то любопытно было бы сравнить успехи и достижения Армении XXI века с успехами и достижениями первого тридцатилетия Армянской ССР.
Прежде чем проводить параллели, напомню о несопоставимых стартовых условиях Второй Республики и Армении, доставшейся кузнецам нашего светлого настоящего (разговоры о завоеванной независимости - абсолютная демагогия: как и на остальные республики СССР, на Армению независимость нагрянула, когда ее совсем не ждали, и произошло это в результате распада огромной страны).
СОВЕТСКАЯ АРМЕНИЯ СОЗДАВАЛАСЬ НА БАЗЕ ОБЕСКРОВЛЕННОЙ И НИЩЕЙ Первой Республики, заполненной десятками тысяч спасавшихся от Геноцида беженцев из Западной Армении. Предвидя негодование сторонников той точки зрения, что, если бы не советизация, у Первой Республики были замечательные перспективы, приведу слова Католикоса Всех Армян Вазгена Первого (вот уж кого не заподозришь в фанатичной преданности атеистическим властям): "В новейшей истории Армении дата 28 мая - судьбоносная веха, рожденная в кровопролитной национально-освободительной борьбе, в трагических и опаснейших условиях. В последующие два года трагизм и опасность лишь нарастали. От полного истребления армян спас счастливый поворот событий: установление советских порядков. <…> Без создания Советской Армении, без 29 ноября, 28 мая осталось бы всего лишь датой на надгробии Армении". (Вазген Первый. Кондаки. Проповеди. Речи. Выступления. Кн. П. Св. Эчмиадзин, 1976 г., с. 296, на арм. яз.).
При всей неоднозначности и небезупречности советской власти (а кто-нибудь когда-нибудь и где-нибудь видел безупречную власть, и как не вспомнить Мандельштама: "Власть отвратительна, как руки брадобрея"?), благодаря дотациям (безвозмездным) центра в период с 1920 по 1946 гг. в Армении создаются: Государственное издательство "Айпетрат" ("Армгосиздат", 1921 г.) (Перечисляю очаги культуры, науки и образования, поскольку той стране и той Армении были нужны образованные люди.) За годы существования, то есть до расцвета независимости, главное издательство республики (свое название оно меняло несколько раз: "Айастан", "Советакан грох", "Хорурдаин грох", "Наири") многотысячными тиражами выпустило в свет миллионы томов оригинальной и переводной литературы; Государственный музей истории Армении и Картинная галерея (1921 г.); Академический драматический театр им. Г. Сундукяна (1921 г.); киностудия "Арменфильм" (1923 г.); Государственный театр оперы и балета (1933 г.); Государственная филармония (1938 г.); практически все ведущие вузы республики.
В 1943 году создается Академия наук Армянской ССР. В том же 1943 году открывается возглавленный Артемом Алиханяном (которому, кстати, 24 июня исполнилось 110 лет: чем не повод вспомнить ученого в научных кругах независимой страны?) Ереванский физический институт, за год до этого, в 1942 году братья Артем и Абрам Алиханяны создают Арагацкую научно-исследовательскую станцию космических лучей, на которой в 1943 году были обнаружены "узкие" пучки космических лучей. (В дальнейшем Артем Алиханян становится еще и создателем армянского ускорителя электронных частиц АРУС и ереванского физгородка, а Абрам - участником советского атомного проекта, причем при обсуждении кандидатуры на должность руководителя Алиханов набрал столько же голосов, что и Курчатов, но ввиду того, что был беспартийным, руководство проектом было поручено Курчатову.)
В 1946-м ОТКРЫВАЕТСЯ БЮРАКАНСКАЯ АСТРОФИЗИЧЕСКАЯ ОБСЕРВАТОРИЯ. Примечательно, что процесс созидания не прерывался даже в период Великой Отечественной войны (на фронтах которой армяне, понимавшие, чем чревато для Армении поражение СССР, сражались с беспримерным героизмом) и сразу после ее окончания. Если бы после 1946 года Армения вдруг впала в летаргический сон, всего перечисленного было бы достаточно, чтобы любые сравнения с достижениями независимой Армении выглядели некорректно. Но Армения продолжала бодрствовать. И вслед за обсерваторией один за другим открывались другие научные центры, академические институты: математических машин (Мергеляна), тонкой органической химии (Мнджояна), неорганической химии.
Показательна история создания института Микаеляна. В середине 60-х годов центральные власти приняли решение об открытии на территории СССР четырех институтов микрохирургии. Два из которых предполагалось открыть в Москве, один - в Иркутске (для обеспечения специализированной медицинской помощью населения всей восточной части СССР) и один в Ереване. Конечно, не будь в Армении Александра Микаеляна (кстати, 2018-й - год его 90-летия, и в этой связи независимой Армении не мешало бы с благодарностью вспомнить эту уникальную личность), никому и в голову не пришло бы в самой маленькой по территории республике СССР планировать создание такого института. Но дело в том, что в той системе, несмотря на ее небезгрешность, была благодатная почва для развития и реализации возможностей таких самородков, как Микаелян, Мергелян, Мнджоян, Виктор Амбарцумян, братья Алиханяны…
Достижения той Армении обобщены в одном из томов Армянской Советской энциклопедии (Ер.,1987 г.), целиком посвященном Армянской ССР. Этот увесистый том впечатляет приведенными данными о промышленности (энергетической, химической, автомобильной, машиностроении и металлообработке, приборостроении и радиоэлектронике, станкостроении и цветной металлургии…), науке, без которой невозможно было развивать промышленность (в Армении было несколько десятков специализированных НИИ), образовании и культуре.
ОТДЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ ПОСВЯЩЕНА ДОСТИЖЕНИЯМ АРМЯНСКИХ ГРАДОСТРОИТЕЛЕЙ И АРХИТЕКТОРОВ: как репатриантов, по зову сердца приехавших возрождать родину, так и выпускников мощного факультета архитектуры и градостроительства открытого в 1933 году Политехнического института. (О том, как выглядел Ереван в 1918 году, рассказал в своих воспоминаниях Ваграм Папазян: "...Я тотчас же вышел на улицу, сгорая от любопытства поскорее увидеть город моей мечты, но сразу очутился на необозримо грязной площади, где густая толпа под оглушительные крики зазывал перекатывалась от одной лавки к другой. В застоявшейся полужидкой грязи лежали буйволы, а рядом с ними, прямо на голой земле, в пыли, сидели татары с окрашенными хной бородами и продавали мясо. Оно было черным, блестящим и живым - это роились мухи<…> В ужасе от этой картины, ошеломленный и оглушенный, я поинтересовался, где главная улица. Мне ответили: "Да вот, напротив тебя, тут же; поднимись по улице Астафян, дойдешь до центра города". О этот центр! Пройдя мимо многокупольного русского собора, окруженного несколькими чахлыми деревьями, я увидел этот "центр". То была площадка размером с платок, захлестанная склизкой грязью<...> По обе стороны улицы Астафян выстроились более или менее сносные дома, за которыми виднелись невзрачные жилища с плоскими крышами и низкими узенькими дверцами. На выщербленных тротуарах прямо под ногами прохожих валялись паршивые собаки. <...> Эту грустную картину города дополняли оголенные, без всякой зелени, скалистые холмы и несколько мечетей и церквей с серенькими шапками куполов. Таков был Ереван - город, который я возвеличивал в своем воображении"... Ваграм Папазян. Жизнь артиста. М.-Л., 1965 г., с. 189-190.)
Тому же Католикосу Вазгену Первому принадлежат слова: "Создать родину - героизм, благоустраивать родину - миссия". Отцам-основателям независимой Армении героических подвигов совершать не пришлось: родину (благоустроенную!) они получили как дар Божий. Но свою миссию они видели не в том, чтобы совершенствовать полученное в подарок отечество, а в его разграблении.
НОВЕЙШИЕ ЛИДЕРЫ АРМЕНИИ СВОЕ ВТОРЖЕНИЕ ВО ВЛАСТЬ ознаменовали громкими разоблачениями. Я не бог весть какой пророк, но в дни всеобщей эйфории и затмевающего разум восторга по поводу "бархатной революции", почему-то была уверена, что события будут разворачиваться именно так, как они разворачиваются. Не сомневалась, что свою недееспособность революционеры, облаченные в турецкие кепки с лихо выписанным на них арменизированным русским словом, будут объяснять доставшимся им страшным наследием. (Следующей фазой, надо думать, будет призыв к народу с пониманием относиться к "временным" трудностям.) Предсказать такой сценарий не составляло труда, поскольку помню, кто был духовным отцом сегодняшнего мессии, помню, как три десятка лет назад народные массы в нарушение известной заповеди сотворили из него кумира (точно так же, как обожествили вождя сегодняшней революции), и помню, как благодаря ему и его соратникам стартовал процесс разрушения Армении. Нынешние разоблачители почему-то молчат о его "доблестях". Тогда как, если кого-то обвинять в бедах сегодняшней Армении, то начинать надо с него, с первого президента и его окружения, и не забыть отметить, что достижения (пусть даже скромные, не сопоставимые с достижениями Армении ХХ века) независимой Армении меньше всего связаны с периодом правления Левона Тер-Петросяна, поскольку какая-никакая жизнь в Армении забрезжила только с концом эпохи АОД.
В статье "Игнорируя истоки", опубликованной в одном из последних номеров "Голоса Армении" (http://golosarmenii.am/article/68441/ignoriruya-istoki), Ара Меликсетян пишет: "Вовсе не ставя под сомнение наличие и даже, можно сказать, расцвет коррупционных и теневых схем в течение последних двух десятилетий, в период правления Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна, нельзя не учесть, что родились они (схемы) именно в период правления Левона Тер-Петросяна. Вообще-то частный капитал в Армении формировался именно тогда, под чутким и тотальным контролем аодовского режима. Тогда беспрецедентно и нещадно начала грабиться страна, тогда был искусственный энергетический кризис, тогда за 1000 драмов покупались здания и производственные объекты, тогда начали появляться олигархи и монополисты, тогда экономика страны достигла пика криминализации. И если уж говорить о незаконном обогащении в недалеком прошлом представителей власти и приближенных к ним лиц, то чуть в более далеком прошлом можно легко найти истоки этого".
СЛОЖНО НЕ СОГЛАСИТЬСЯ С АВТОРОМ, ТОЛЬКО ХОТЕЛОСЬ БЫ ДОБАВИТЬ, что беспрецедентный и нещадный грабеж страны – не единственная "заслуга" тер-петросяновской власти. Не меньшим "завоеванием" первого десятилетия независимости можно считать целенаправленный разгром всей системы образования и вытравление из обращения русского языка. В результате мы получили два поколения ущербно образованных армян, уверовавших в то, что с развалом СССР Армения освободилась от рабских оков и что сегодняшняя Армения, не в пример Армянской ССР, является самостоятельно определяющим свой путь суверенным государством. (Как иллюстрацию полного суверенитета можно расценить недавнее сообщение о том, что в связи с необходимостью изменить сущность армян 25 конгрессменов обратились к госсекретарю США с просьбой увеличить материальную помощь правительству всенародно избранного премьер-министра Армении.)
Возможно, в этих двух поколениях, готовых по первому сигналу очередного кумира-популиста высыпать на улицы и ради "высокой" цели парализовать жизнь всей страны, есть потенциальные Таманяны, Алиханяны, Мергеляны, Амбарцумяны, Бабаджаняны… Но сможет ли независимая Армения создать условия для реализации их талантов? Пока оснований для оптимизма не наблюдается…
-
Сергей 17-Июл-2018В Армении на государственном уровне проводиться антисоветская политика на протяжении 30 лет, которая плавно переходит в русофобию! В конце концов, кто сказал , что армянский народ не подвержен политическим технологиям и денег Запада, делающих из нормальных людей в животных русофобов?!Раз уж получилось сделать это с украинцами, то армяне не исключение!Ответить
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-09-30 10:02
То и дело приходится слышать, что в вузах республики проходят чистки, и лояльные к бархатным властям руководители увольняют с работы оппозиционно настроенных сотрудников. Не могу сказать, что борьба с инакомыслием, являющаяся неотъемлемой частью любого государственного переворота, сильно удивила меня. Как не удивило то, что и я сподобилась чести быть отмеченной вниманием руководства Российско-Армянского университета. И на днях целых два руководителя целых двух департаментов РАУ, разгневавшись на то, что я не пришла на работу, сотворили произведение канцелярского жанра, призванное запугать меня освобождением от работы. В этом творении (не знаю, коллективный это труд или плод гениальной мысли одного из двух авторов) прекрасно все: от обращения к «тикин Саакянц» до перечня статей Трудового кодекса РА и устава РАУ. Но больше всего мне понравилась формулировка «неявка на работу по неуважительной причине».
-
2024-07-29 09:24
Все чаще и чаще я с завистью думаю о тех, кто не дожил до сегодняшнего дня. И представляю, что бы происходило с ними, стань они свидетелями сегодняшней, сотворенной руками самих армян катастрофы, масштабы которой, как это ни странно, многие так и не оценили, так и не поняли, что в Армении установился оккупационный режим наместников заклятых врагов армян и борьба с ним священна. Она касается каждого армянина, поскольку реализуемый с помощью этого режима давний проект создания Великого Турана не предполагает наличие в нашем регионе ни армян, ни Армении. Из тех, кого все происходящее лишило бы покоя и о ком я думаю довольно часто (помимо родных и близких мне людей), Юрий Барсегов, чьи интервью и обширные публикации довольно часто появлялись в республиканской прессе 90-х годов. Совсем недавно, просматривая старые газеты, я наткнулась на его огромную статью "О материальной ответственности за геноцид армян" ("Новое время", 1999, 16 сентября, с.4-5).
-
2024-04-02 10:50
В Российско-Армянском университете о варчапете гейдаровиче отзываться позволено только, как о покойнике: либо хорошо, либо никак. Долгие поиски в интернете чего-нибудь хорошего о неприкосновенной в РАУ персоне не дали желаемых результатов. Из бездны всевозможных характеристик и оценок, пожалуй, самую лояльную, самую дипломатичную, интеллигентную и корректную, а самое главное, самую лаконичную дал Семен Аркадьевич Багдасаров, который сказал, что Никол Воваевич Пашинян – позор Армении, предатель, равного которому во всей четырехтысячелетней истории армянского народа не найти, в своем предательстве превзошедший Васака Сюни.
-
2024-03-16 10:29
Процесс уничтожения Армении вступает в завершающую фазу. Наверняка уже пишутся драматические произведения, поэмы и песни про многострадальный древний народ. Несомненно, в этих произведениях будет и обращение к Богу, мол, где он был, когда у него на глазах происходил второй за последний век геноцид. Однако я надеюсь, что, кроме этих панегириков, будет написана и беспристрастная хроника событий, произошедших с весны 2018 года. И надеюсь, авторы этой летописи будут настолько объективны, что воздадут должное всем виновникам произошедшей трагедии, которую немногочисленная здравомыслящая часть армянского общества предсказывала в дни общенациональной шизофрении и пыталась ее предотвратить.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2022-10-18 11:18
Второе воскресенье октября в Армении считается днем ее столицы – города Еревана, который долгие годы праздновался в рамках проекта «Ереван – Эребуни». В этом году праздник не состоялся: ситуация вокруг Армении и в мире тревожная.
-
2022-10-12 09:36
В Европе стартует показ нового документального фильма об Армении и Арцахе «Армения Сакра» (Armenia terra sacra), 65-минутный документальный фильм французско-армянского режиссера Нарека Восканяна, будет показан в Париже и других городах Европы в ближайшее время. Фильм является вторым полнометражным документальным фильмом режиссера после «Сокровищ Армении». Принимаются любые предложения, связанные с показом фильма...
-
2022-03-04 09:55
На днях широкие круги итальянской общественности получили возможность познакомиться с одной из жемчужин армянского средневекового зодчества – монастырем Дадиванк и его знаменитыми фресками. Произошло это в итальянской провинции Беллуно, где в музее замка Палаццо Фульчис (Palazzo Fulcis) двое самоотверженных специалистов – архитектор-реставратор Ара Зарян и художник-реставратор Кристин Ламуре организовали презентацию авторской книги-альбома «Монастырь Дади – Дадиванк: консервационная реставрация фресок 1297 г. в церкви Катогике, построенной в 1214 г.».
-
2022-02-24 10:17
В последнее время, в связи с поступающей информацией о возможном визите экспертов ЮНЕСКО, а также известным заявлением министра культуры Азербайджана, тема защиты культурного наследия на оккупированных территориях Республики Арцах вновь чрезвычайно актуализировалась. Со всех сторон раздаются требования предпринять соответствующие меры для защиты культурного наследия и предотвращения культурного геноцида. Мы же попытаемся в настоящей статье в этом контексте рассмотреть вопрос о том, что именно мы можем и должны сделать, какая подготовительная работа должна быть проведена и как необходимо реагировать на существующие вызовы.