Последние новости

ПОД ЗНАКОМ АВЕТА ТЕРТЕРЯНА

Завершен X фестиваль композиторского творчества

Весна нынешнего года в музыкальном отношении была достаточно насыщенной. Как и ежегодно, было множество концертов, гастролей. Но, к сожалению, подлинно ярких событий наблюдалось немного. Не стали откровением и встречи с зарубежными музыкантами, хотя в сонме этих исполнителей были артисты, достойно отражающие нынешний музыкальный процесс. Меньше всего хотелось бы вникать в причины этого, поскольку в каждом отдельном случае срабатывают свои законы и играют роль свои обстоятельства. Важнее другое: не дать забыть конкретные факты искусства, его существенные проявления, хранимые, как всякое музыкальное событие, лишь в форме впечатления.

ИТАК, ПОДЛИННЫМ фактом стал Десятый фестиваль композиторского творчества, посвященный Авету Тертеряну, одному из самых ярких композиторов второй половины XX века, которому в этом году исполнилось бы 90 лет. Он прошел по инициативе художественного руководителя и главного дирижера Армянского государственного симфонического оркестра Сергея Смбатяна при поддержке Министерства культуры Армении. Нынешний фестиваль - юбилейный, который проводит оркестр со своим энергичным руководителем, всегда работающим в марафонном режиме.

Обращение к творчеству современных армянских композиторов стало прочной традицией этого коллектива и его руководителя. На концертах фестиваля пищу для слуха и размышлений находят поклонники симфоний и приверженцы камерной и хоровой музыки. Фестиваль удовлетворяет различным, порой противоположным вкусам, не говоря уже о том, что ему все возрасты покорны.

Большинство коллективов предпочитают играть апробированные практикой произведения. В этом есть свой резон (есть, конечно, исключения). Нельзя забывать, что большинство артистов уклоняются от исполнения современных произведений:  рискованно, не все поймут. А те же - как, например, оркестр под управлением С. Смбатяна - не всегда должным образом оценивается. В этой борьбе за новое он в авангарде и не боится рисковать.

В ТЕЧЕНИЕ прошедших 9 фестивалей композиторского творчества было проведено 48 концертов, в которых прозвучало более 200 произведений 78 авторов, осуществлено множество премьер, записей. Они охватывают известные коллективы и исполнителей, замечательных солистов, таких как Асмик Папян, Сергей Хачатрян, Нарек Ахназарян, Нарэ Аргаманян, Илья Груберт, Сюнг Юн, Денис Шаповалов и другие. У многих сложилось наверное представление о современном процессе звукозаписи. Они считают, что сегодня можно, как в сказке, сделать все: заставить плохой концерт звучать так, как звучит первоклассный, для чего, мол, нужно лишь с помощью чисто технических ухищрений убрать все дефекты. Это далеко не так. С. Смбатян и его "команда" со всей ответственностью подходят к этой задаче. Это многочасовые репетиции должного уровня.

Не случайно организаторы фестиваля уже дважды обращаются к творчеству Авета Тертеряна. Личности такого масштаба, как Авет Тертерян, заслуживают того, чтобы о них помнили всегда. Он остался одной из знаковых фигур XX столетия. На музыкальном горизонте не так часто появляются спорные имена. О Тертеряне спорили всегда. Музыка его вызывала бурную, но далеко не однозначную реакцию и публики, и критики. Многим она казалась дерзкой, сокрушающей привычные представления о нормах музыкального языка.

И все же бесспорно одно: Тертерян - масштабный композитор. Личность в музыке, чье творчество ставит перед слушателями неожиданные и в то же время насущные вопросы, новатор, один из тех, по ком будут судить о музыке XX века. Главное, что определяет художественную масштабность этого неординарного художника, - широта раскрытия жизненных явлений, глубина и проницательность решений художественных проблем, выдвинутых современностью. Симфонические произведения Тертеряна значительно обогатили армянскую симфоническую музыку, получили всенародное признание. Сквозь черты армянская музыка композитора давно приобрела всемирный масштаб.

СОБЫТИЯ в жизни композитора - это первый значительный успех в Москве, исполнение вокально-симфонического цикла "Родина" в Колонном зале Дома союзов Большим симфоническим оркестром под управлением А. Жюрайтиса. В исполнении того же оркестра и Большого хора Всесоюзного радио под управлением брата композитора, Германа Тертеряна, была записана опера "Огненное кольцо", в свое время блестяще поставленная в Ереване, Германии и несколько лет назад - в Арцахе. Событием стал и триумфальный успех Второй симфонии на фестивале "Закавказская музыкальная весна" и двух последующих симфоний в интерпретации Давида Ханджяна.

Незабываемые минуты радости испытал композитор, когда в один вечер прозвучали две его симфонии в исполнении выдающегося дирижера В. Рождественского в Большом зале Московской консерватории. Успех Четвертой, Пятой и Восьмой симфоний связан с именем талантливого дирижера Саратовского симфонического оркестра Мурада  Аннамамедова. Уникальным было исполнение Шестой симфонии солистами оркестра Большого театра в Москве под управлением А. Лазарева. Концерт совпал с днями, когда ереванцы, сплотившись, скандировали на Театральной площади. Это был вклад композитора в национальное движение. По-другому музыкант не мог. Сочинения Тертеряна являются неотъемлемой частью репертуара известных оркестров. Отсюда и поистине широкое признание его музыки и у нас, и за рубежом.

ВОЗВРАЩАЯСЬ к фестивалю, отметим, что идея фестиваля, посвященная выдающемуся композитору, вдохновляюща. Бесспорно одно: такой фестиваль нужен, ибо музыка Тертеряна-новатора, заставившего свое безграничное воображение служить величию музыки, творца новых идей и небывалых музыкальных форм, вечно ищущего, устремленного вперед - всегда актуальна. На протяжении всего творческого пути Тертерян имел своего слушателя, "наполненного памятью - душевно активного, жаждущего познания". Такой слушатель есть и сегодня, будет и в будущем, подтверждением чему явился и завершившийся фестиваль.

Программа всех четырех концертов была насыщенной и интересной. Великолепной чертой художественного руководителя Сергея Смбатяна является то, что он никогда не включает в программу произведения заезженные, неоднократно звучащие. В основном это забытые сочинения, не звучащие лет 40-50, или премьеры, что и вызывает неподдельный интерес слушателей. Так, например, в первом концерте фестиваля звучали "Аве Мария" Тиграна Чухаджяна (под редакцией Джона Саргсяна), "Чинар ес" Комитаса в обработке Карена Ананяна, ария из "Ануш" Армена Тиграняна, отрывок из оперы "Мармар" Эдгара Ованесяна, фрагмент из оперы "Арцваберд" Андрея Бабаева, "Вальс" и романс "Говорят, что..." Эдварда Мирзояна в обработке Мелика Мависакаляна, "Ария-вокализ" Арно Бабаджаняна, "Пой для меня" Александра Арутюняна, "Мой Ереван" Вагаршака Котояна, "Какавик" Комитаса, "Симфонические картины" Лазаря Сарьяна. Арии и романсы звучали в великолепном исполнении выдающейся певицы Асмик Папян. Замечательно проявил себя и Симфонический оркестр под управлением Сергея Смбатяна.

В рамках программы второго концерта были исполнены "Непрерывное движение" для фортепиано и оркестра "Тиграна Чухаджяна" (солистка - Лилит Артемян), Виолончельный концерт Арно Бабаджаняна (солист - Денис Шаповалов), симфония "Раздан" Григора Егиазаряна. За дирижерским пультом в этот день стоял Рубен Асатрян. В третий концерт 6 марта были включены Пасакалия из балета "Антуни" Эд. Ованесяна, симфоническая поэма "Лореци Сако" Эдварда Мирзояна, Фортепианный концерт Аро Степаняна в исполнении Армена Бабаханяна и Симфонического оркестра под управлением Р. Асатряна. И завершили фестиваль две симфонии Авета Тертеряна - Седьмая и Восьмая, которые прозвучали в исполнении Симфонического оркестра под управлением Сергея Смбатяна.

Завершившийся фестиваль вызвал огромный интерес слушателей и прошел на одном дыхании.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ХУДОЖНИК СЧАСТЬЯ
      2021-01-18 11:00
      1406

      Роберт Элибекян - художник уникальной творческой одаренности. Изысканная, психологическая, нервная природа его происходит из того скрытого от глаз пространства, которая присуща его личности. Элибекяна можно и нужно видеть на его персональной выставке или в мастерской. Чувствовать, как глубоко и тщательно готовит он каждую минуту к воссозданию образа, как все, что появляется на холсте, проходит через его сердце. Как продумана и мастерски выполнена форма его созданий.

    • В СВОИ МЫ ВЕРИЛИ ТАЛАНТЫ
      2021-01-16 11:18
      2379

      "Мне б только знать, что где-нибудь на свете Хоть огонек остался от меня…"               Эти строки принадлежат перу Маро МАРКАРЯН - тончайшему лирику, которой в декабре минувшего года исполнилось бы 105 лет со дня рождения.

    • МУЗЫКА ТИШИНЫ
      2021-01-11 10:40
      4891

      Ушедший год в музыкальном отношении был совершенно безрадостным. По известным причинам в концертных залах царила мертвящая тишина. И только в самом конце года забрезжил свет надежды. Филармонический оркестр Армении под управлением Эдуарда Топчяна дал цикл концертов, открыв тем самым двери Большого зала филармонии перед слушателями, уставшими от тревожных будней. Эти вечера, посвященные 250-летнему юбилею Бетховена прошли с огромным успехом.

    • МИГ И ВЕЧНОСТЬ МАСТЕРОВ
      2020-12-28 09:59
      7517

      Он уехал в США в самом начале девяностых годов. Известный кинооператор и кинорежиссер, мастер документального кино, лауреат премии "Ника", лауреат Всесоюзного и международных кинофестивалей Михаил ВАРТАНОВ был близким другом Сергея Параджанова.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • В СВОИ МЫ ВЕРИЛИ ТАЛАНТЫ
      2021-01-16 11:18
      2379

      "Мне б только знать, что где-нибудь на свете Хоть огонек остался от меня…"               Эти строки принадлежат перу Маро МАРКАРЯН - тончайшему лирику, которой в декабре минувшего года исполнилось бы 105 лет со дня рождения.

    • МУЗЫКА ТИШИНЫ
      2021-01-11 10:40
      4891

      Ушедший год в музыкальном отношении был совершенно безрадостным. По известным причинам в концертных залах царила мертвящая тишина. И только в самом конце года забрезжил свет надежды. Филармонический оркестр Армении под управлением Эдуарда Топчяна дал цикл концертов, открыв тем самым двери Большого зала филармонии перед слушателями, уставшими от тревожных будней. Эти вечера, посвященные 250-летнему юбилею Бетховена прошли с огромным успехом.

    • ПОЮЩАЯ ХУДОЖНИЦА АНИ ОВАК
      2021-01-11 10:18
      4288

      Творчество художницы Ани Овак по праву можно назвать свободным. Музыкант по специальности, она однажды сбросила с себя обязательство жить по шаблону, в корне изменив свою жизнь и освободившись от перспективы стандартного будущего. Увлечение живописью и коллажами  без профессионального образования, но с огромным успехом у публики - это также не что иное, как проявление свободы выбора и еще большей свободы от мнения критиков.

    • СИГНАЛ НАДЕЖДЫ
      2020-12-26 11:04
      7697

      Завершен юбилейный год Бетховена В конце декабря по сложившейся в последние годы традиции мы подводили итоги художественных и музыкальных событий года: последний предновогодний номер газеты венчала тема «художественные вершины года». Вершинных событий, к счастью, было немало, что вызывало законную гордость. Но год нынешний жестокий, беспощадный ничем, увы, не обрадовал. Он принес армянскому народу потери и сплошные страдания, погрузив наши души в тьму. И вряд ли найдется хоть один разумный человек, который не испытал бы духовное потрясение.