Последние новости

БЛЕСТЯЩЕЕ ЗАВЕРШЕНИЕ СЕЗОНА: "ОТЕЛЛО"

"Когда вы будете писать в сенат об этих бедах, не изображайте меня не тем, что есть. не надо класть густых теней, смягчать не надо красок". С тех пор, как на подмостках впервые прозвучала эта мольба, прошло без малого четыре с половиной века: тысяча артистов во всех странах мира старались изобразить Отелло "таким, как есть". И все же вопрос "как мог Отелло поверить клевете", словно загадочная улыбка Моны Лизы, остается вечным вопросом искусства.

ЭТОТ ВОПРОС, по всей видимости, тревожил и художественного руководителя и главного дирижера Филармонческого оркестра Армении Эдуарда Топчяна, который вместе с Национальной академической капеллой под управлением Ованеса Чекиджяна, вокальным ансамблем Специализированной школы по охране детских голосов (хормейстер Эмма Аракелян) и солистов - участников концерта, представили свое решение задачи до того убедительное, что кажется, будто мы до  конца поняли в общем-то непостижимые современному уму поступки героев трагедии Шекспира. Этой оперой Верди в концертном варианте Национальный филармонический оркестр на сцене Большого зала им. А. Хачатуряна блестяще завершил сезон.

 'Отелло'. АфишаМы давно перестали удивляться поразительной способности Эд. Топчяна осуществлять художественные прорывы в оперном жанре. На нашей памяти концертное исполнение таких шедевров мирового оперного репертуара как "Аида", "Отелло", "Риголетто", "Симон Бокканегра" Верди, "Паяцы" Леонкавалло, "Мадам Баттерфляй", "Турандот", "Тоска" Пуччини, "Севильский цирюльник" Россини, "Евгений Онегин" Чайковского и многие другие. Заслуга Топчяна, помимо чисто музыкальной части, которую он осуществляет вполне достойно - это умение привлечь именно тех людей, которые способны создать замечательный ансамбль. Не исключение в этом плане и исполнение "Отелло", к которому Топчян обратился в самом конце концертного сезона.

КОНЕЧНО, ПРИОРИТЕТ ВЕРДИ, без которого невозможно представить не только армянский музыкальный, но и мировой театр, здесь налицо. Для всех оперных театров мира, Верди и в наши дни "живее всех живых". Он и сейчас живет напряженно на наших сценах, им восхищаются или критикуют, но обойтись без Верди не могут. Гений композитора озарил многих армянских артистов и, когда это происходило, являлись  музыканты, дирижеры, подобные Мелик-Пашаеву, Сурену Чарикяну, Армену Гулакяну, солисты, подобные Павлу Лисициану, Нару Ованесяну, Миграну Еркату, Гоар Гаспарян, Аршавиру Карапетяну, Ваану Миракяну, Давиду Погосяну, Гегаму Григоряну, спевшему множество партий Верди и за рубежом, Барсегу Туманяну, Асмик Папян...

Эти исполнители не только раскрыли перед армянскими слушателями красоту музыки Верди и его образов во всем их блеске, но и дали почувствовать и безмерную силу человеческого духа, вступающего в непримиримую борьбу со злом. Замечательно, когда складываются встречи с такой музыкой - глубокой, мудрой и человечной.

В день представления "Отелло" публика заняла весь зал, не было ни одного свободного места, а сама сцена, заполненная до предела оркестром, хорами, солистами, представляла грандиозное зрелище. Воодушевление зала было вызвано помимо всего и участием в спектакле ярких солистов - лауреата многих международных вокальных конкурсов Арсена Согомоняна (Россия), великолепной певицы, живущей ныне в Германии, сопрано Грачуи Басенц (Дездемона) и ведущего баритона МАМТ Антона Зараева в партии Яго.

 Арсен СогомонянВ концерте заняты и другие замечательные исполнительские силы. Конечно, в таких тесных условиях, когда на сцене и оркестр, хор, ансамбль, и все действующие лица, певцам, естественно, было сложно в полной мере реализовать свой творческий потенциал. И тем не менее при отсутствии декораций и другого необходимого оперного антуража им удалось высветить характеры героев оперы, избежать мелодических излишеств, не жертвуя эмоциональным накалом. Тонкое, отмеченное большим вкусом дирижерское прочтение Эдуарда Топчяна, высокая культура капеллы и ансамбля специализированной школы, отличные работы солистов - все это дает основание отнести исполнение "Отелло" вслед за "Тоской" и "Богемой" к лучшим достижениям Филармонического оркестра в оперном жанре.

Весьма удачное концертное исполнение "Отелло" доказало, что и оркестр, и хор, и певцы готовы к встрече со сложнейшим вердиевским материалом. Они не только раскрыли перед слушателями красоту музыки Верди и его образов во всем их блеске, но и дали почувствовать в них трагизм и безмерную силу человеческого духа.

ДИРИЖИРУЯ ОГРОМНЫМ ХОРОМ, ОРКЕСТРОМ И СОЛИСТАМИ, Топчян был остро и тонко реактивен. Поражала удивительная легкость преодоления серьезных исполнительских трудностей, необычайно широкая амплитуда нюансовых и штриховых контрастов. Вновь хорошо знакомая музыка звучала не только вдохновенно: она вызывала в каждом сердце ответную реакцию - между публикой и исполнителями установился такой же контакт, как между оркестром, хорами и дирижером. Пожалуй, ни в одной из прежних работ, за исключением "Евгения Онегина" Чайковского, Эдуард Топчян не был так убедительно театрален. Свободно и вдохновенно создавая цельную музыкальную форму, дирижер на этот раз с особой любовью и тщательно моделирует каждую интонацию, каждый звук, соотнеся звучание каждой вокальной и инструментальной фразы со сценическим движением, жестом, паузой. Здесь им счастливо найдено так трудно достижимое слияние видимого и слышимого.

Безусловным лидером среди солистов был, конечно, Арсен Согомонян, уверенно завоевывающий сегодня лучшие сценические площадки мира. Воспитанник замечательного педагога Рафаэля Акопянца, Арсен Согомнян уже с третьего курса Ереванской консерватории вошел в состав ведущих солистов Национального академического театра оперы и балета им. Спендиарова. А с 2009 по 2017 гг. - один из ведущих баритонов оперной труппы Музыкального театра им. К. Станиславского и В. Немировича-Данченко, где исполнил главные баритоновые партии шедевров мировой классики. А как тенор дебютировал в партии Каварадосси ("Тоска" Пуччини) на той же сцене. В его творческих планах, - дебюты в самых важных театрах и концертных залах Европы с лучшими оркестрами и знаменитыми дирижерами и партнерами.

В партии Отелло на филармонической сцене он придает живое дыхание всему концерту. Верный характер раскрывается им через вокальную интонацию. Ревность Отелло - инстинктивно и страстно развивается мощным потоком, подогреваемая тайным коварством Яго.  Конечно, уже сам по себе его красивый, богатый красками и отлично поставленный голос в сочетании с артистическим темпераментом способен принести успех на концертной сцене, где, невзирая на ограниченность условий, без грима и театрального костюма, игра его оказалась самой зрелой и глубокой.

 Сопрано Грачуи БасенцИ все же как бы ни был прекрасен солист в партии Отелло, характер венецианского мавра совершенно невозможно понять, если не будет двух достойных партнеров: чем лучше будет исполнять певец заглавную. партию, тем вернее превратится Отелло в пошлого ревнивца или патологически доверчивого человека. Тайна величия Отелло кроется не только в нем, - а во всем треугольнике, во всех этих трагических обстоятельствах, из которых Отелло и не мог вырваться.

В КОНЦЕРТЕ УДАЧНО НАЙДЕН И АРТИСТ В ПАРТИИ ЯГО. Это замечательный российский баритон Антон Зараев. Оказывается, главный ревнивец трагедии - Яго. В ревности к Отелло сказалась вся зависть низкого человека к высокому. Свою партию певец исполняет так, что становится очевидно: ревность действительно низка, расчетлива, сопряжена с коварством и подлостью. Он развивает свои доводы об измене Дездемоны так убедительно, что не только мавр на сцене, но и сам он уверовал, что Дездемона и Кассио (эту партию исполняет Перч Каразян) друг в друга влюблены. Насколько Отелло верит в чистоту мира, настолько же Яго в нее не верит. "Повсюду в жизни чудятся мне козни" - поет он горестно и серьезно. И мы видим, как порочное чувство лишает человеческих черт этого по-своему талантливого человека.

Убедительна в партии Дездемоны  солистка Грачуи Басенц, которая ныне выступает на сцене Нюрнбергской оперы. В ее исполнении Дездемона - это земное воплощение ангельской чистоты и кротости. Но она не холодна, ангел. Несколько смелых и ласковых прикосновений к Отелло говорят о ее живости, способности любить: обаятельна, как ангел, но не холодна, как ангел. Она вызывает восторг пленительной музыкальностью и грацией своего  голоса, его удивительной мелодичностью.

В опере есть маленькая, но весьма значительная роль. Эмилия в исполнении Нарине Ананикян предстает как свидетель и судья происходящего, как человек, вынужденный молчать, но очень многое понимающий и неприемлющий. В ее молчании - мудрое постижение трагической обреченности Отелло.

С разной долей успеха выступали и другие участники концерта: тенор Перч Каразян (Кассио), тенор Айк Тонгурян (Родериго), бас Ованес Нерсесян (Лодовико),  бас Ашот Гантарджян (Монтано)...

В концертном исполнении "Отелло" на наших глазах произошло рождение сложного синтеза, в котором и музыка, и пение, и актерское мастерство, и высокий профессионализм Академического хора,  мастерство вокального ансамбля Специализированной школы по охране голосов приобретают новое - оперное качество. Этот концерт достойно увенчал завершение музыкального сезона.

Основная тема:
Теги:
  • Гор Арутюнян 07-Авг-2019
    Здравствуйте. Спасибо за прекрасную статью. Прочёл с большим удовольствием. Хочу только сказать, что Hrachuhi Bassenz сейчас является солисткой Дрезденского Оперного Театра "Семперопер", а не Нюрнбергского театра. Были бы рады если бы вы поменяли ету информацию. Спасибо заранее. Гор Арутюнян.
    Ответить

ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

  • Изабель ФАУСТ: "МУЗЫКА МНЕ ДАЛА ВСЕ..."
    2021-04-15 09:55
    2517

    Встреча с немецкой скрипачкой Изабель Фауст состоялась после ее очередного концерта в Большом зале филармонии им. Арама Хачатуряна.

  • НЕМЕРКНУЩЕЕ ИМЯ
    2021-04-14 10:22
    3407

    Пронзительный XX век войдет в нашу историю как время, родившее уникальное явление - Армянский оперный театр, ставший символом вокальной культуры. Это и своеобразный центр в созвездии искусств, составляющий духовное богатство нашего народа, страны.

  • ГЛАВНОЕ - ИДТИ ВПЕРЕД
    2021-04-03 11:01
    6731

    В наше немузыкальное время, несмотря на разбушевавшуюся пандемию, когда в больницах столицы нет ни одного свободного места, парадоксальным образом интерес к художественной культуре не уменьшается, а напротив, обнаруживает стойкую тенденцию к дальнейшему увеличению. В дни спектаклей и концертов все залы театров и филармоний, Дома камерной музыки бывают переполнены. Эта тенденция существует в силу уникального свойства творческой личности: чем больше ее сковывают, тем отчетливее она пытается противостоять давлению.

  • МАГИЯ СМЕШНОГО
    2021-04-01 10:16
    5732

    Общеизвестно, юмористы обычно очень грустные люди. Более того, люди трагические. Но сколько ни вспоминаю Арамаиса Саакяна, он был другим. Он был очень жизнерадостным человеком. Веселым. Заряжал и заражал людей. Только в самые последние месяцы жизни, видимо, уже зная о своей неизлечимой болезни, он несколько изменился.






ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

  • ОСТАЛЬНЫЕ
    2021-04-17 10:03
    923

    "Я Србуи, из Гадрута. В эти дни я потеряла все: дом, родину, детство, мечты. Я не потеряла только веру. Я жду своего любимого". Своего любимого она не дождалась… Но 13 апреля, в день его рождения, в день рождения не вернувшегося с войны Айка Асатряна, на сцене Студенческого театра Государственного института театра и кино состоялся спектакль. Спектакль-посвящение Айку и всем, кто не вернулся с войны, и тем, кто их ждал… Молодой режиссер Галуст НЕРСИСЯН поставил документальный спектакль "Остальные".

  • СПЕКТАКЛЬ "АНУШ" ОТКРЫЛ СЕЗОН
    2021-02-05 09:59
    7817

    Спектаклем "Ануш" Национальный академический театр оперы и балета им. А. Спендиарова открыл свой новый сезон. Он был посвящен 70-летнему юбилею выдающегося оперного певца, художественного руководителя театра Гегама Григоряна.

  • МУЗЫКА ТИШИНЫ
    2021-01-11 10:40
    5434

    Ушедший год в музыкальном отношении был совершенно безрадостным. По известным причинам в концертных залах царила мертвящая тишина. И только в самом конце года забрезжил свет надежды. Филармонический оркестр Армении под управлением Эдуарда Топчяна дал цикл концертов, открыв тем самым двери Большого зала филармонии перед слушателями, уставшими от тревожных будней. Эти вечера, посвященные 250-летнему юбилею Бетховена прошли с огромным успехом.

  • В ГАРНИ, ПО СЛЕДАМ ЦАРЕЙ
    2020-09-08 14:09
    2332

    В конце апреля 1720 г. в Лондонском театре Ее величества состоялась премьера очередной оперы немецкого композитора Георга Генделя "Радамист". На суд англичан, искушенных в барочной музыке и трагических рассказах о великих царях прошлого, была вынесена история, произошедшая в I веке и связанная с противоборством двух царей - армянского Трдата I и иберийского Радамиста.