Последние новости

ВРЕМЯ ИЛЛЮЗИЙ

Смена эпох в человеческом сознании ассоциируется с переменами. Но всегда ли они к лучшему? "Нет ничего более страшного, чем жить в так называемое интересное время" (Монтень). Воистину страшно. И требует подвига. Ежедневного. Что пугает? Ощущение беспредела, тупика.

ДАВЯЩАЯ АТМОСФЕРА, УСТАЛОСТЬ ОТ УНИЧТОЖЕНИЙ И РАЗОБЛАЧЕНИЙ, исчезновение приветливости - все это наваливается на людей. Кризис власти, кризис во всех сферах народного хозяйства, элементарная дороговизна, постоянные угрозы наших соседей на границах Арцаха вызывают тревогу у всех. Все труднее преодолевать уныние, безысходность, утешать себя надеждой на завтрашнее благоденствие.

Вместе с экономическим кризисом сейчас происходит разрушение и культурного пространства. К деструктивным политическим тенденциям прибавилась еще и разрушительная стихия пандемии. Но если в некоторых странах она заметно отступила и люди возвращаются к нормальной жизни, то у нас об этом говорить не приходится. Мало того, создается ощущение, что злосчастный вирус пришел к нам навеки поселиться.

Парадоксально то, что не все его восприняли однозначно плохо. Для властной верхушки, как кажется многим, эпидемия оказалась манной небесной. На нее можно списать все свои ошибки в кадровой политике, неудачи, свои нереализованные обещания, неосуществленные надежды людей. К тому же благодаря карантину удалось без особых препятствий "обсудить" ряд законов, принять которые в нормальных условиях не представлялось бы возможным. 

Что нас ждет впереди? Что происходит в отечественной культуре, которая страдает не меньше других сфер жизни, а может быть и больше? Ее расцвет позади, а беды прежние. Ренессанс остался в 60-70-х годах прошлого века. Нас по-прежнему больше волнует политика и совсем не волнует культура. Престиж искусства упал ниже плинтуса. Многим кажется, что сейчас вообще неуместно заниматься искусством. И опять, как и прежде, выживание талантов становится заботой самих талантов. И вновь в сложный процесс естественного отбора вмешиваются непрофессионалы. А коронавирус вообще отбросил назад развитие многих отраслей культуры на несколько лет назад.

ЛИШЬ ОДИН "ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ" МОМЕНТ, СВЯЗАННЫЙ С ВИРУСОМ: он временно задержал эмиграцию, поток уезжающих, который не прекращался в последние три десятилетия. Это печальная реальность. В течение этих лет страну покинули многие и в первую очередь творческая интеллигенция, генофонд нации. Плоды этого процесса сегодня мы пожинаем в полном объеме. Горько осознавать, что в других странах живут и творят многие истинно одаренные художники, музыканты, писатели, талант которых корнями уходит в нашу национальную культуру.

Вместо созидательной работы идет работа разрушительная. Подчеркиваю: коронавирус временно задержал уезжающих. Чемоданный синдром и сегодня имеет место. Вещи собраны. Обладатели чемоданов (это в основном молодые художники, музыканты) ждут только сигнала об открытии границ.

Казалось, многое должно было измениться. Но этого не произошло. Пока что руководство усердно критикует прошлое, словно само по себе это может что-либо изменить.

Раньше, если кто-то застревал за границей хотя бы на день, скандал поднимался неописуемый. Уехавшего сопровождали грозными статьями, а того, кто давал характеристику, таскали по инстанциям. Теперь иная крайность. Останься сегодня артист хоть на год - никого это не волнует, никто не спохватится. Отъезд специалистов пугает и масштабами, и тем, что к этому сейчас относятся вызывающе бесцеремонно, с полным равнодушием.

Месяцы нынешнего простоя не могут не отразиться на физической форме больших коллективов - оркестров, хоров. Милостивое позволение заниматься в помещении филармонии или Оперного театра по 6-7 человек (максимум 10) проблему не решает. Особенно сложная ситуация складывается в балете. Потери здесь неминуемы, и не все можно восстановить. Нужна многочасовая серьезная работа целой труппы, чтобы привести ее в достойную форму, усовершенствовать технику, чтобы можно было с легкостью усваивать современные хореографические тенденции. Это означает как минимум ежедневную долгую тренировку всей труппы, чтобы на сцене рождалось подлинное искусство, а не имитация. Это только в сказках под конец с неба три яблока падают, а на реальную сцену не падают никакие яблоки, разве что танцовщик свалится в оркестровую яму, не удержав на должной высоте набравшую вес во время самоизоляции балерину.

А зрители ждут этих яблок, но настоящих - не бутафорских. Они эти бутафорские яблоки едят уже достаточно времени и знают, как они безвкусны.

ШУТКИ В СТОРОНУ, НО, ТОЛЬКО ПОБЫВАВ НА БАЛЕТНОЙ репетиции осознаешь, как жестоко физиологичен этот род искусства, в какой враждебной достоинству зависимости от своего телесного пребывают его мастеровые. Именно в репетиционном зале, где воздух густ и горяч от дыханий, обнажаются мели "материальности" личности, знаки иссякания, капитуляции.

Сейчас идет внутренняя борьба за наши человеческие ценности, без которых нельзя жить по-человечески, как нельзя жить без чувства национального достоинства.

Видимо, нам было предопределено жить в переходное время (слишком долгое!) между противоположными по сути режимами. И главное, как-то адаптироваться, перенося все нелепости малокомпетентной администрации. Кто-то выдерживает, кто-то - нет. Выдерживает меньшинство, "счастливцы", а большинство не выдерживает, уходит в тень…

Действительно, поколение мы историческое. То, что мы повидали на своем веку, многим даже не снилось. Но факт этот как-то мало утешает. Вот и живи в этом времени с размытыми контурами и питайся иллюзиями. А они, как правило, редко превращаются в реальность.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПАМЯТИ АРТИСТА, КОТОРОМУ НЕ ВЕК СУДЬЯ (Видео)
      2021-11-26 10:43
      781

      В Национальном театре оперы и балета им. А. Спендиарова состоялся юбилейный концерт, посвященный 70-летию Гегама ГРИГОРЯНА. Луч выхватил портрет из полутьмы сцены. Этот лоб, эту выразительную, чуть ироничную складку губ, эти добрые и мудрые глаза. Он смотрел в зал из-под тяжелых, словно вырубленных из камня век своим по-детски доверчивым взглядом черных, как вечность, глаз.

    • НА ОПЕРНОЙ СЦЕНЕ – "ТОСКА"
      2021-11-24 09:33
      2113

      "Истинный вкус состоит в чувстве соразмерности и сообразности", - обмолвился некогда поэт. Эти слова в полной мере соответствуют замечательному спектаклю "Тоска" Пуччини на сцене Национального академического театра оперы и балета им. А. Спендиарова. В минувшую пятницу спектакль прошел с большим успехом, набрав огромную аудиторию в амфитеатре, где я сидела, хотя спектакль был вовсе не премьерным.

    • ТРИУМФ МУЗЫКИ И ЕЕ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
      2021-11-22 10:33
      3208

      Впечатление самое отрадное от блистательного концерта Национального филармонического оркестра под управлением Эдуарда Топчяна. Вдвойне радостно, что эта великолепная удача известного коллектива произошла после некоторой паузы: оркестр гастролировал в Италии. Первая после гастролей встреча - настоящий сюрприз для ереванских меломанов и гостей столицы.

    • ВСТУПАЯ В ВЕК ВТОРОЙ
      2021-11-13 08:35
      6024

      Свой вековой юбилей отмечает в эти дни Театр имени Евгения Вахтангова. 13 ноября 1921 года состоялось открытие постоянного театра Третьей студии Московского художественного театра. Его адрес неизменен с того дня - Арбат, 26.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • НА ОПЕРНОЙ СЦЕНЕ – "ТОСКА"
      2021-11-24 09:33
      2113

      "Истинный вкус состоит в чувстве соразмерности и сообразности", - обмолвился некогда поэт. Эти слова в полной мере соответствуют замечательному спектаклю "Тоска" Пуччини на сцене Национального академического театра оперы и балета им. А. Спендиарова. В минувшую пятницу спектакль прошел с большим успехом, набрав огромную аудиторию в амфитеатре, где я сидела, хотя спектакль был вовсе не премьерным.

    • HIGHFEST - ТЕАТР КАК АТТРАКЦИОН
      2021-11-23 09:41
      1728

      Взял старт ереванский Международный фестиваль исполнительских искусств HIGH FEST. Начался не в срок. Потому что обстоятельства. В том числе уход из жизни художественного руководителя фестиваля Евгении Подпомоговой. Жеки. Которую можно характеризовать долго и с нежностью, а можно совсем коротко и точно - "ходячий креатив".

    • ВОЗВРАЩЕНИЕ "АИДЫ"
      2021-11-04 09:54
      6524

      Афиша, извещающая о премьере оперы "Аида" Верди на сцене Национального академического театра оперы и балета им. Спендиарова, заинтриговала: одна из вершин классического оперного репертуара вновь возвращается на нашу сцену.

    • "СПУТНИК ЛАЙТ" "ПРОПИСАЛСЯ" В АРМЕНИИ
      2021-11-01 09:39
      1541

      Вакцину оплачиваем в Москве, получаем в Ереване Достаточно символично, что армянский фармацевтический завод "Ликвор" на свой 30-летний юбилей сделал сам себе и всем нам отличный подарок. Как подтвердили корреспонденту "ГА" на предприятии, буквально на днях из Москвы, а точнее, из Центра Гамалеи (разработчик вакцин Sputnik V и Sputnik Light) получен положительный ответ на посланные туда в сентябре для окончательной проверки качества образцы первых партий произведенной в Армении вакцины против COVID-19 - "Спутник Лайт".