Последние новости

ВСПОМИНАЯ МАСТЕРА

Ко дню рождения Захара ХАЧАТРЯНА

…Середина 70-х годов прошлого века. Собравшаяся в огромном зале Союза художников публика слушает отчетный доклад доктора искусствоведения Мани Казарян о закрывшейся республиканской выставке. Зал переполнен. В центре – маститые художники: скульпторы Ерванд Кочар, Гукас Чубарян, живописцы Григор Агасян, Акоп Акопян, Рафаэль Атоян, Минас, а дальше – вся плеяда молодых художников. Где-то у самого окна устроился Захар Хачатрян, который особенно внимательно слушал.

Доклад длился долго, публика явно устала. И вдруг в зал откуда-то влетела черная ворона и начала кружиться над сценой. Художники оживились, заулыбались и, как дети, стали весело наблюдать за птицей. Потом кто-то догадался открыть форточку, и, сделав последний круг над головой докладчика, птица вылетела в окно. Наконец воцарилась тишина, и невозмутимая Маня Казарян продолжила свое выступление. Но легкий шорох снова отвлек внимание слушателей: в пространстве зала начали кружиться розовые и голубые шары. Они медленно плавали в воздухе, покачиваясь на ниточках, и взлетали вверх прозрачными бликами…

МНОГИХ УЧАСТНИКОВ ТОГО ПАМЯТНОГО СОБРАНИЯ УЖЕ НЕТ. И сегодня, вспоминая тот вечер, невозможно отделаться от ощущения, что память о нем связана с чем-то ушедшим, потерянным, невозвратным. Но не исчезнувшим бесследно, не растворившимся в памяти, а ставшим прозрачным, неуловимо возникающим то тут, то там, как те шары, неизвестно по чьему-то велению взлетающие и застывающие в вышине…

Картина Захара ХачатрянаКаково же было мое удивление, когда однажды, спустя лет двадцать после того памятного собрания, Захар Хачатрян неожиданно спросил: "А ты знаешь, кто выпустил ворону и те шары? " Я не помнила. "Да это и не важно, - заметил художник. - Это было прекрасно. Какое это было время!" И художник замолчал, задумавшись о чем-то своем…

Теперь и он сам уже частица нашей истории, остался в памяти как яркое своеобразное явление. Через всю свою жизнь, насыщенную и трудную, он пронес неисчерпаемую влюбленность в жизнь и безграничную веру в реальную возможность, непреложную осуществимость самого фантастичного "живописного чуда".

Захар Хачатрян был одержим творчеством. Отдавая картинам свою душу и чувства, переживания, он испытывал высочайший восторг, праздничное наслаждение, творческую радость от того художественного самораскрытия, которое всегда сопровождало его в процессе работы. Его можно было бы назвать художником-протеем - так щедра была его живописная палитра, так богато и причудливо проявлялась его художественная фантазия, если бы во всех живописных созданиях не ощущалась неповторимая, стойкая, ярко определенная индивидуальность, придававшая всему, что им сделано в искусстве, неотразимое обаяние и особую заразительность.

На долю художника выпало немало испытаний. Он прошел войну, был тяжело ранен, пережил потерю друзей… Вслед за своими сверстниками вправе был повторить: "Почти все товарищи не вернулись с войны, каждый день жизни после ее окончания подарен мне судьбой. Так могу ли я не любить, не удивляться ей!" Он любил жизнь и верил в то, что профессия художника - самая прекрасная.

РАЗГЛЯДЫВАЯ ЕГО РАБОТЫ, СНОВА ВИЖУ ПЕРЕД СОБОЙ САМОБЫТНОГО МАСТЕРА: в картинах художник и человек слиты воедино. Бег времени изменил у Хачатряна направление и приемы, но почти не ослабил экспрессивности живописи и полноты выражения.

Кипучая, подвижная натура художника раскрывалась так широко и многогранно, что даже близко знающие его люди не всегда могли увидеть, как много и настойчиво он работал, как последовательно и целенаправленно следовал своим принципам. В его работоспособности не было ни напряжения, ни болезненности. Захар Хачатрян рождал ту радость, которая всегда приходит при встрече с настоящим искусством, подлинно искренним и добрым. Картины завораживали своей безыскусной красотой, проникающими в душу покоем, умиротворением. Без особого труда прослеживаются учителя и предшественники художника - импрессионисты, в особенности Клод Моне.

 Захар Хачатрян за работой"Импрессионизм преследовал меня в течение всей жизни, - говорил художник. - В студенческие годы я много копировал в Картинной галерее Еревана. Импрессионистское видение окружающего нас мира отличается наибольшей жизненностью, оно светлое и ясное, без условностей, принятых в так называемой традиционной живописи, и, несомненно, представляет собой сильнейшую форму выражения реальности во всей ее красоте. Я никогда не отступал от намерения продолжить этот стиль, от затеи познать и погрузиться во всевозможные его формы, постичь и обрести нечто новое в процессе своих исканий, и это неизменно приносило мне радость".

Учителями Захара Хачатряна (помимо импрессионистов) были Б.В.Иогансон и А.М.Герасимов. Однако любой непредвзятый зритель согласится, что при всей очевидности отсылок работы Хачатряна - это только его работы. Сказалась вполне естественная разница темпераментов, восприятий, способов мышления. Он сформировал для себя как бы некую концепцию, наиболее соответствующую ему по характеру и мироощущению.

 Постепенно рисунок художника становится свободнее, исчезает все случайное и второстепенное, остаются лишь основные и вечные линии, и даже серые тона подразумевают чистые цвета спектра. Он обращается к открытиям импрессионистов, к разложению солнечного света на составляющие его лучи, элементы и обратному их воссоединению на основе общей гармонии спектра. Настанет день, когда художнику полностью удастся воспользоваться этими наблюдениями и взрастить роскошный урожай.

 Зоркость глаза и острая наблюдательность в сочетании с неистощимым воображением особенно пригодились художнику для создания крымских картин. В Крыму он находит то, что ему нужно: тот покой, к которому, по его мнению, должен стремиться каждый художник. Из ослепительного света (светлее светлого), стирающего детали и подчеркивающего благородные линии целого, из симфонии чистых синих, оранжевых, шафранно-желтых тонов рождаются эти изумительные полотна, вся страстность которых внушает покой.

Большие композиционные картины Захара Хачатряна захватывают напряженной жизнью фантастически странных форм и красок, рождающих свойства, которые вполне можно назвать "интригой" композиции. Она создается метафорической насыщенностью языка живописи. Любая деталь, линия, цвет, композиция обладают свойством рождать в сознании зрителя множество аналогий. Но поклоняется он не фетишу, а жизни, добру, природе, красоте.

 ХУДОЖНИК НАХОДИЛСЯ В БЕСКОНЕЧНОМ ДВИЖЕНИИ И ПОСТОЯННОМ РАЗВИТИИ, как того требовала жизнь. Чудесная острота видения, здоровое и мощное воображение, контроль разума - в этом был весь Захар Хачатрян. Всем складом личности, жизнью, исполненной достоинства, стремлением к ясности и вместе с тем отчаянной склонностью к риску он продолжал неустанный поиск нового.

Картина Захара ХачатрянаУдивительной силой воздействия обладают портреты, созданные художником, многочисленные рисунки. Нет ничего более обдуманного, чем эти поспешные на вид наброски. Его рисунок - наиболее непосредственное и чистое воплощение эмоций. Упрощение средств выражения позволяет этого достичь. Если рисунки рассматривать при приглушенном или боковом освещении, то помимо сочности и выразительности линий в них можно увидеть свет и даже цвет.

Вся жизнь З.Хачатряна, как и его искусство, - долгое сопротивление, трудное, но непреклонное. Весь он - воля. Он сам признавался в этом: "Нужно всегда держаться, чего бы это ни стоило. При недостатке воли - открою вам секрет - на помощь призываю упорство. И в важном, и в мелочах этого почти достаточно".

Волю и упорство он призывал и в годы Великой Отечественной войны, и в годы семейной трагедии, когда репрессировали его отца. "Тему войны определениями не исчерпаешь, - говорил художник. - Живопись вообще неисчерпаема, как атом. Она познается только эмоционально, чувственно. Я не пишу о войне как о прошлом событии. Пишу об отрицании войны как явлении, противопоказанном человеческому организму, его духовному строю".

Захар Авакович был увлечен своими замыслами, произведениями, над которыми работал. В 2009 году им был выполнен образ Спасителя для главного армянского храма в Санкт-Петербурге - Св. Екатерины, он занимался и реставрацией других работ в армянских церквах. Его работы для церквей Санкт-Петербурга и Еревана освящены Патриархом всея Руси Алексием II и Католикосом Всех Армян Гарегином II.

Хачатрян был художником, на примере которого многому можно научиться, при всем при том, что копировать его невозможно. "Радостный художник" - это о Хачатряне . "Великолепный мастер" - это о нем же. Его жизнелюбие было неисчерпаемо. Не знаю, откуда он черпал столько сил. Может быть, из своей доброты, из щедрости, из способности отдать. А может, и из любви к Армении, которая была его музой и в которой вновь и вновь он находил молодость. Художник и в глубокой старости невероятно много, слишком много работал. Когда его спрашивали, как это ему удается, объяснял без тени позерства - оно ему было несвойственно: "Рисую каждый день". При этом, если бывал дома, непременно сам подходил к телефону и с удовольствием говорил о делах, о художественных впечатлениях, новостях. На вопрос, когда он все-таки рисует, отвечал смеясь: "Вот сейчас, зажав трубку в одной руке, а кисть - в другой".

Что и говорить: годы есть годы, и против физического старения нет панацеи. Но обратить время вспять, сохранить молодость души можно только так, как это было у Захара Хачатряна: безмерной преданностью творчеству и любовью к людям.

Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ОН ВНЕ ВСЕХ
      2024-11-15 10:34

      16 ноября исполняется 85 лет со дня рождения замечательного композитора Роберта АМИРХАНЯНА В эти дни музыкальная общественность Армении - коллеги, поклонники таланта признанного мастера, композитора, новатора эстрадно-лирической песни, народного артиста Армении, музыкально-общественного деятеля, профессора Ереванской консерватории Роберта Амирханяна - празднуют его юбилей.  Он вошел в армянскую музыку как личность, обладающая своей эстетической позицией, своим пониманием жизни, с желанием говорить с современниками о современности. Роберт Амирханян, творящий свой неповторимый образный мир, видящий действительность через кристалл своего искусства, обладающий уникальной палитрой, своим собственным "алфавитом", - явление самобытное и редкое в нашей музыке.

    • ЧЕЛОВЕК-ПРАЗДНИК
      2024-11-13 10:24

      Два вечера в Ереване с триумфальным успехом играл выдающийся российский пианист Денис МАЦУЕВ Его приезд был инициирован руководством самого престижного международного фестиваля "Ереванские перспективы" художественным руководителем, композитором Степаном Ростомяном и главным менеджером Соной Ованесян при поддержке Министерства образования, науки, культуры и спорта РА и ВТБ (Армения). Фестиваль этот не заигрывает со своей публикой: он действительно любим ею, а его концерты, представляя самых знаменитых исполнителей мира, всякий раз поражают своей неожиданностью и новизной звучания. Они будят в нас живые ассоциации, без чего, как известно, любой концерт независимо от уровня исполнения остается бездыханным.

    • УРОКИ СОТРУДНИЧЕСТВА И ДУХОВНОСТИ ОТ НАЦИОНАЛЬНОГО ФИЛАРМОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА
      2024-11-06 10:40

      Недавно Национальный филармонический оркестр Армении под управлением Эдуарда Топчяна завершил свой самый крупный проект начала нового сезона - Ереванский международный фестиваль классической музыки.

    • ЭТО ВСЕГДА ОТКРОВЕНИЕ
      2024-10-30 09:48

      31 октября классику армянского зарубежья Эдгару ШАИНУ исполнится 150 лет Время, конечно, обладает могучей властью, меняет "глаз", совершенствует видение. Его действие порой оказывается непредсказуемым. Иногда с годами от былых увлечений мало что остается: легенда развенчивается, а яркий ореол вчерашних кумиров меркнет в глазах нового поколения. Не происходит ли нечто подобное и с Эдгаром Шаином, с его произведениями? Не останутся ли они в прошлом, безвозвратно отодвинутыми иными художественными веяниями?

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "ИШТОЯНА ВИДИМ!" (Видео)
      2024-09-03 06:15

      3 сентября исполняется 77 лет одному из культовых футболистов чемпионского "Арарата-73" Левону Иштояну. Уроженец Ленинакана и воспитанник местного "Ширака" играл за "Арарат" в 1968-1975 годах. Забил за главную команду своей жизни не так много голов, однако два из них стали главными для армянского футбола.

    • ФЕСТИВАЛЬ UNIVERSE ART НАЗВАЛ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
      2023-01-30 10:36

      Второй Международный конкурс-фестиваль «Universe Art» (Universe Art International Festival), прошедший под лозунгом «Мы хотим жить на мирной планете», подвел итоги. В столичном «Доме Москвы» состоялась торжественная церемония вручения призов и подарков победителям. Но прежде в Союзе художников Армении открылась выставка работ участников из разных регионов Армении и Арцаха, вовлеченных в живопись и декоративное искусство.

    • ДВА МАСТЕРА – ПЕДАГОГ И УЧЕНИК
      2022-12-09 09:34

      В Национальной академии художеств Армении всегда чтят великих мастеров изобразительного искусства, чей вклад в историю отечественной культуры не просто весом, но и связан с формированием армянской художественной мысли. К ним, безусловно, относятся две знаковые фигуры – Рипсимэ Симонян и Иосиф Бабян, чьи имена на днях были увековечены на табличках керамических мастерских вуза.

    • ФЕСТИВАЛЬ UNIVERSE ART ВО ИМЯ МИРА
      2022-10-27 09:55

      Международный конкурс-фестиваль «Universe Art» (Universe Art International Festival) объявил о приеме заявок на нынешний сезон. Это совсем молодое, но уже снискавшее популярность культурное событие стартует в декабре этого года во второй раз и продлится до весны 2023 г.