Последние новости

ЗАПРЕТНЫЙ ПЛОД ПРОГНИЛ, ГОСПОДА!..

Страсти по "Нимфоманке"

12 февраля, накануне мировой премьеры уже сегодня скандально известного фильма датского гения Ларса фон Триера "Нимфоманка", ереванский кинотеатр "Синема Стар Гарден Мол", который приобрел эксклюзивные права на его прокат у нас в стране, вдруг неожиданно отказался от его демонстрации. По словам руководства кинотеатра, поводом для этого решения послужили просьбы и жалобы некоторых наших сограждан и влиятельных общественных групп, которые выразили свое негодование и сомнение: стоит ли показывать подобный фильм у нас в столице на большом экране? По их словам, "Синема Стар" сразу после своего открытия стал любимейшим местом семейного времяпрепровождения наших сограждан и дирекция хочет избежать ситуации, когда показ так называемой порнодрамы может вызвать неоднозначную реакцию посетителей.

17 ФЕВРАЛЯ РЕЖИССЕР ЭДГАР БАГДАСАРЯН, КИНОВЕД ЗАВЕН БОЯДЖЯН И БЛОГГЕР ТИГРАН КОЧАРЯН поделились с прессой своими мнениями по поводу несостоявшегося проката пресловутой порнодрамы. Бояджян объяснил такой ход кинотеатра его неграмотной маркетинговой политикой. Можно было бы показывать его в отдельном зале в специальное время и тем самым удовлетворить потребности самых широких слоев кинозрителей, а не лишать их свободы выбора. Можно было даже пригласить квалифицированного специалиста по киноискусству, чтобы тот подобающим образом представил этот продукт. Кочарян, напротив, справедливо считает, что это был очень продуманный шаг, метко бьющий по цели. Это явная провокация, эпатаж, чтобы поднять шумиху и привлечь к себе внимание.

Что же касается термина "порнодрама", Бояджян отметил, что его вообще не существует в киноведении и - шире - в культурологической сфере. Его, вероятно, как PR-ход придумала российская бульварная пресса. Есть жанр порно, который не имеет никакого отношения к художественно-игровому кинематографу. Этот жанр ставит своей четкой целью сексуально возбуждать людей и не более того и не имеет никакого отношения к киноискусству. По словам киноведа, просто смешно называть Триера порнографом. В случае с "Нимфоманкой" камнем преткновения оказались психология и философия секса, которую он исследует, - откровенные сцены присутствуют в его кинематографе еще со времен "Идиотов" и "Рассекая волны". Кстати, согласно самому Триеру, сексуальное воспитание важнее среднего образования. Бояджян также выразил сомнение, будто разъяренные массы людей прямо спят и грезят посмотреть новый опус Триера, который представляет элитарную эстетскую артхаусную драму, где откровенные кадры лишь средство, но никоим образом не цель.

И потом - что значит "Армения еще не готова увидеть "Нимфоманку"? Можно подумать, что мы - отсталая, неграмотная африканская глубинка, а не современное светское общество, в котором провозглашена демократия. В итоге получился эдакий советский феномен, когда общественность и искусствоведы и не успевали ознакомиться с фильмом, поскольку чиновники от кино уже заклеймили его и поставили его на полку. Так и в случае несостоявшейся ереванской премьеры нового детища Триера. Кто-то в верхах лишил людей свободного выбора в нашей демократической действительности, где вроде бы уважают права человека.

СПРАШИВАЕТСЯ, ЕСЛИ ЕСТЬ ЦЕНЗУРА, ТО ПОЧЕМУ ТАКИЕ ВОТ ОГРАНИЧЕНИЯ не действуют по отношению к армянской телевизионной продукции, этого возмутительного наводнения низкопробных сериалов?! Каждый день с экранов телевизоров на нас льют нескончаемый поток агрессии, насилия, словесной грязи, патологий (сценаристы наших сериалов нуждаются в помощи квалифицированных психологов и сексопатологов). Ну а об армянском кино тоже приходится говорить в основном односложно. Вот об этом надо призадуматься. А может, ограничители боялись, что люди на экране увидят самих себя, несчастных, неудовлетворенных. Может, Триер оголил самые потаенные уголки наших душ и показал нам наши истинные желания, сорвал маску с благочестивого пуританского общества?..

Запретный плод сладок? Нет, уважаемые господа, запретный плод у нас уже давно прогнил!.. Ну когда же мы поймем, что истинная свобода- это в первую очередь внутреннее душевное состояние, залог счастья, благополучия и процветания.

Еще со времен сексуальной революции конца 60-х годов снимались такие фильмы, что на их фоне "Нимфоманка" выглядит прелестной безобидной шуткой мастера. Вспомните "Последнее танго в Париже" Бертолуччи, который исследовал интимную сторону жизни человека и посредством этого доходил до общественно-социальных обобщений. Или изобилующий насилием "Заводной апельсин" Кубрика, откровенное "Молчание" Бергмана, жестокий "Ночной портье" Лилианы Кавани, фильм Бертрана Блие "Вальсирующие", шокирующую "Империю чувств" Нагисы Осимы, фильмы Бунюэля и Альмодовара, Бигаса Луны и Хулио Медема, "Пианистку" Ханеке, творчество Пазолини в целом и особенно его поздний, если можно так выразиться, садомазохистский период душевнобольного гения...

Никто ни разу в нашей стране не взбунтовался по поводу того, что в любое время без всяких возрастных ограничений по общественному телевидению показывали "И твою маму тоже..." Альфонсо Куарона. Я уже не говорю о всяких там "дневниках нимфоманок или лесбиянок" и "комнат в Риме" или молодежных драм вроде "9 песен", "Мечтателей" или "Этюдов втроем". Не будем также забывать скандальную "Жизнь Адель" А. Кешиша. Так ее вообще не привезли к нам, чтобы еще и успеть запретить. Да, список можно продолжать бесконечно...

ОДНАКО ЗАЧЕМ ХОДИТЬ ТАК ДАЛЕКО НА НАШЕМ ЖЕ "ЗОЛОТОМ АБРИКОСЕ" эта тема в большом почете. В 2008 году к нам пожаловала скандально известная Катрин Брейя, фильмы которой отчасти запрещены у нее на родине, в либеральной Франции. Но никому из здравомыслящих людей и в голову не пришло назвать ее порнографом, ведь это авторский кинематограф, авторская призма на окружающую художника реальность. А какой бурный протест вызвал в 2009 году фильм американца Роба Нильсона "Нужда", показанный в рамках ретроспективы. Ну или скандальная трилогия австрийца Ульриха Зайдля "Рай", показанная в прошлом году. Не было абсолютно никаких возрастных или каких-либо других ограничений на нее, и все желающие без исключения могли приобрести билет на просмотр. Первые и самые откровенные две части - "Любовь" и "Вера" - почему-то показывались днем, а безобидную "Надежду" показали поздно вечером. Вот вам парадокс! Ну о фильмах Лео Каракса и принятия их армянской публикой я вообще молчу...

Что касается самого Триера, его творчества в целом и, в частности, "Нимфоманки", можно смело утверждать лишь одно: Триер всегда был меланхоликом, а сейчас он пребывает в состоянии затянувшейся депрессии. Вспомним "Антихриста" или "Меланхолию". Завершающая часть этой своеобразной трилогии - "Нимфоманка" - это квинтэссенция, триумф триеризма, но не самого Триера. Он добился своего. Провокация публики, эпатаж - все сыграло ему на руку. Как бы он потешился над нами, узнав об этом смехотворном запрете. Как бы лукаво улыбнулся скандинавский гений... Картину я не смотрела, но доверяю компетентному мнению именитого кинокритика Антона Долина, ведущего российского специалиста по творчеству Ларса фон Триера. "После просмотра я обнаружил, что "Нимфоманка" - это совсем не то, чем кажется на первый взгляд..."

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ПЕРЕХОД" О КОНЦЕ 80-х - НАЧАЛЕ 90-х
      2016-11-02 15:00
      2956

      Продюсер Гоар Игитян и режиссер Артавазд Хачикян скоро выпустят на экраны свой новый фильм - плод длительной совместной работы. Картина называется "Переход" и поднимает очень острую и злободневную проблему миграции.

    • "АБРИКОСОВОЕ ДЕРЕВО" ЗАЦВЕЛО В ОКТЯБРЕ
      2016-10-26 16:19
      2149

      В начале октября в Айгедзоре, в гостинице, а по совместительству и культурном центре народного искусства "Шелковый путь", и параллельно в Гюмри и Уджане проходил уже второй по счету международный фестиваль этнографического и антропологического кино "Абрикосовое дерево". Организаторы форума - центр "Шелковый путь" и Фонд народного искусства и ремесел "Ангуйц" ("Узел"). Действенную поддержку фестивалю оказали Министерство культуры РА, Фонд развития национального кино "Золотой абрикос", Фонд армянского кино "Фильмадаран" и Российско-Армянский (Славянский) университет.

    • МНОГООБЕЩАЮЩЕЕ "ОБЕЩАНИЕ"
      2016-10-25 12:02
      2432

      В прокат выходит новый фильм о Геноциде армян В середине сентября текущего года в канадском городе Торонто проходил один из самых престижных и авторитетных мировых кинофестивалей. В нынешнем году он был особенно важен для нас, потому что в рамках киносмотра состоялась премьера фильма "Обещание", посвященного теме Геноцида армян в Османской Турции. 

    • ВОЗВРАЩЕНИЕ
      2016-10-24 15:45
      1741

      Вышла в свет книга о талантливом роде Калемкарян 19 октября в Национальной картинной галерее Армении состоялась презентация новой книги известного художника, этнографа и антрополога Раздана ТОКМАДЖЯНА "Калемкаряны. Айнтап. Дамаск. Алеппо". Это роскошно иллюстрированный альбом-каталог, в котором представлена прославленная армянская семья Калемкарян, на протяжении 200 лет занимавшаяся обработкой металлов - золота, серебра, меди. Презентацию организовало Министерство диаспоры и лично министр Грануш Акопян.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ОСТАНОВИТЬ "ПИРШЕСТВО КЕСАРЯ"
      2020-12-25 10:42
      6550

      Актер, режиссер театра и кино Аршалуйс АРУТЮНЯН вернулся с войны и сразу взялся за работу – восстановил в родном Камерном театре некогда культовый спектакль А. Ернджакяна "Нерон". Спектакль, который режиссер переименовал в "Пиршество Кесаря". Хотя можно было – "Нерон в зеркале армянской демократии".

    • 17-й МКФ "КИН" С ОТДЕЛЬНОЙ ПРОГРАММОЙ ПО АРЦАХУ
      2020-12-09 14:37
      3926

      Онлайн-мероприятия постепенно становятся частью нашей действительности, хотим мы того или нет. Здесь главное правильно использовать возможности технологий - во благо, а не во вред, и попытаться выжать из нового формата максимум пользы. Именно так подошла к новым реалиям директор Международного фестиваля женских фильмов "КИН" Мариам Оганян, присоединившаяся к когорте кинематографистов, выпустивших в этом году свои кинофестивали в формате онлайн.

    • На Таллиннском фестивале состоится международная премьера фильма режиссера Анны Меликян
      2020-09-26 11:58
      506

      XXIV Таллиннский кинофестиваль «Тёмные ночи» (Pimedate Ööde Kinofestival, PÖFF) представил первые восемь фильмов, вошедших в основную конкурсную программу. Среди них – шесть мировых премьер и две международные, в том числе две киноработы на русском языке, сообщает Baltija.eu.

    • "Чнчик" – в конкурсной программе Пусанского международного кинофестиваля
      2020-09-15 13:53
      526

      Фильм режиссера Арама Шахбазяна "Чнчик" (Армения, Нидерланд, Германия, Швейцария) будет представлен в конкурсной программе "Новые течения" (New Currents) крупнейшего в Азии Пусанского международного кинофестиваля, который пройдет 21-30 октября. Об этом сообщают из Национального киноцентра Армении.