Последние новости

ЩЕМЯЩАЯ ДРАМА ЦЕЛОГО ПОКОЛЕНИЯ

В столичном кинотеатре "Москва" состоялась премьера первого полнометражного художественного фильма молодых армянских режиссеров Арега Азатяна и Шогик Тадевосян "Романтики". Мировая премьера картины уже состоялась на престижнейшем европейском киносмотре - на международном кинофестивале в шведском Гетеборге.

Помимо режиссерской деятельности Арег Азатян еще и талантливый писатель, обладатель многих отечественных и международных наград в области литературы. Он успел опубликовать 4 сборника прозы - "Жизнь выше солнца", "Процесс над человеком", "Схватить за ногу божью коровку". А совсем недавно вышла в свет его последняя книга - "Летающий африканец". Некоторые его рассказы впоследствии стали основой для его дебютных короткометражек - "Молоко", "Осел", "Полет", "Муха" и "Схватить за ногу божью коровку". А его супруга и сорежиссер картины Шогик Тадевосян известна отечественному киномиру своими весьма удачными короткометражными лентами "Улитка" и "25 февраля". Она успела окончить престижные европейские продюсерские программы EAVE и EEFA, после чего уже в качестве продюсера участвовала во многих кинорынках, организованных в рамках авторитетных мировых кинофестивалей.

КАРТИНА "РОМАНТИКИ" РАССКАЗЫВАЕТ ИСТОРИЮ молодого актера Оскара (имя его неслучайно), который поставил крест на своей карьере, на родине и, выиграв Грин-карту, без всякого промедления решает уехать со своей беременной женой Беллой в Америку. Ведь он всю свою сознательную жизнь грезил осуществить свою американскую мечту. И вот, эта его мечта наконец-то имеет шанс стать явью, и в честь этого знаменательного события его друзья детства решают организовать прощальную вечеринку, эдакий мальчишник, и как следует отпраздновать его грядущий отъезд.

Оскар предстает перед нами неисправимым мечтателем, романтиком. Наивность, чистота и непосредственность с детской поры еще не покинули его душу. Он все еще надеется, что этот вечер пройдет, как в детстве, когда они были добрыми, веселыми и беззаботными детьми. Им было нечего делить. Весь мир принадлежал им. Их души были открыты всему миру. Оскар наивно полагает, что все осталось по-прежнему, как в старые добрые времена, когда они жили в тесноте и бедноте, да не в обиде. Ведь детство пришлось на темные и холодные годы 90-х. Однако это не мешало им по-настоящему дружить и, согласно библейской заповеди, любить своего друга, как самого себя. Но не зря камертоном этой молодежной драмы становится баллада "Ветер перемен" рок-группы Scorpions.

На многих вечеринках приходилось слышать: "Ребята, давайте не будем забывать, зачем мы все тут собрались". Фильм будто бы вырос из этой фразы. Вроде бы они действительно собрались радоваться, но особой радости нет. Они будто и забывают, зачем притащились в такую даль, вообще зачем они все это затеяли... А Оскар, виновник торжества, так наивно надеявшийся собрать воедино всех своих друзей, растерянно курит на веранде. Его не видно, а друзья даже не замечают его отсутствия.

Атмосфера в доме постепенно становится все более гнетущей, и напряжение между героями все более накаляется. Именно здесь появляются неприметные на первый взгляд детали, которые впоследствии так мастерски обыгрываются режиссерами на протяжении всего фильма и вырастают в целую систему символов.

В ЭТО САМОЕ ВРЕМЯ К НИМ по чистой случайности попадают два туриста - немец и англичанин. Оливер и Тео - фотографы. Их профессия выбрана не случайно. Ведь, по сути, они призваны быть чуть ли не объективными свидетелями подлинной реальности. Но и она оказывается лишь видимостью, потому что является отражением куда более тотальной видимости всеобщего бытия. Истина вообще сокрыта от наблюдателя. Мир живет по правилам иллюзорной игры, в которой все лишено смысла и сути. Это идея своеобразного художественного релятивизма и агностицизма. Даже в таком искусстве, которое, согласно своей природе, будто бы обязано точно и достоверно фиксировать окружающую действительность. Ложный сюжет и логика бытия доведены до полной непостижимости.

По ходу действия повествование лишается всякой конкретики и становится все более условным. Да и местность тоже воспринимается как условная арена, где сталкиваются вчерашние друзья, сегодняшние злобные и завистливые противники и соперники. Постепенно мы понимаем, что сделали с ними годы. Время беспощадно обошлось со всеми. Они давно сняли розовые очки, лишились вчерашних робких мечтаний, мятежных исканий, метаний души. Все как-то остепенились, успокоились. Они больше ни о чем не мечтают, не стремятся ни к чему. Огонь в их глазах давно уже погас, оставив место пепелищу души. Все они более чем обыденны. Парни лишились своего прежнего мечтательного, романтического ореола. Время прошлось по их иллюзиям, лишило их цельного внутреннего стержня, человечности и крепкой почвы под ногами. Они более не те, кеми были когда-то. Все, кроме Оскара. Понятно, он не жилец в этом мире. И его мнимые друзья, находясь в состоянии наркотического бреда, экстаза и эйфории, убивают его в прямом и переносном смысле. Драма перерастает в трагедию, окрашенную в яркие экспрессивные тона и краски.

Абсурд этой кафкианской притчи состоит в том, что, проснувшись наутро, они даже и не вспоминают, что произошло накануне. Все вроде бы то же самое, ничто не изменилось. А Оскара нет и нет. От него остался только телефон. На вопрос Беллы, где Оскар, один из друзей отвечает, что он, наверное, рано утром уехал в город, как и обещал. Но ведь ясно же, что он никогда не приедет к Белле. Она в свою очередь думает, что он бросил ее и один уехал в Америку. Нужна она ему сто лет, обуза, да еще с ребенком - препятствие на пути становления голливудской кинозвездой (вот где аукнулся "Оскар"). Для друзей он тоже уехал в Америку, отбыл в небытие чужбины... Был человек и нет - все сразу забыли о нем. Оскар исчез, пропал. Искали и не нашли и забыли, что искали...

ХОТЯ АВТОРЫ И СОХРАНИЛИ КАНОН КЛАССИЦИЗМА о единстве места, времени и действия, картина эта - классическая абсурдистская драма, где "окружающая действительность оказывается или превращается в бессмысленное, лишенное всякой логики нагромождение фактов, поступков, слов и судеб", по меткому выражению Мартина Эсслина. Эстетика театра абсурда, уходящая своими корнями в философию дадаизма, поэзию из несуществующих слов и авангардистское экспериментальное искусство 1910-20-х гг., указывает на значительную неопределенность человеческой жизни. Ее неустойчивость, неустроенность, присущее человеку чувство тревоги, страха, отчаяния, безысходности. Ведь страх - это нечто значительно более глубокое, чем простое переживание, вызванное внешними раздражителями. Несовершенство и вечное желание достичь, хотя бы чуть-чуть приблизиться к идеалу. Это антитеатр, антиискусство, если хотите, отрицающее всякий реализм. Время и место неопределенны и изменчивы, даже самые простые причинные связи разрушаются. Бессмысленные интриги, повторяющиеся диалоги и бесцельная болтовня, драматическая непоследовательность действий - все подчинено одной цели: созданию ужасного, гнетущего состояния и настроения, доходящего до полного абсурда.

Невольно приходят на ум Кьеркегор, Альбер Камю и его концепция бессмысленности жизни, которую он наглядно проиллюстрировал в "Мифе о Сизифе", а также "Экзистенциализм - это гуманизм" Сартра. Ведь все герои ленты внезапно и неожиданно попадают в пограничную ситуацию выяснения отношений и сведения счетов с самими собой и с окружающими. Все остается прежним, однако режиссеры умело раскрывают нутро каждого персонажа - и героя, и антигероя в одном лице. Напряженная гнетущая атмосфера, обстоятельства зажатости, вакуума и герметичного пространства вынуждают их снять с себя маски. Вопрос - лицо ли это или личина, гримаса ужаса?..

Ролло Рис Мэй охарактеризовал это явление как "культурное движение, запечатлевающее глубокое эмоциональное и духовное измерение современного западного человека, изображающее психологическую ситуацию, в которой он находится, выражение уникальных неповторимых психологических трудностей, с которыми он сталкивается и которые он призван преодолеть, проявив себя настоящего". В этой картине нашла свое отражение тема потерянного рая и изгнания из него, обрекшего человека на вечные странствия и скитания, в том числе и в поисках самого себя. А также и проблема свободы выбора, относительной свободы личности от общества, а также и ответственности человека. Ведь он обретает свою сущность на протяжении всей своей жизни. В фильме очень точно отражена духовная ситуация нашего смутного, растерянного, расплывчатого времени. Это глубокая, щемящая драма целого поколения молодежи.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ПЕРЕХОД" О КОНЦЕ 80-х - НАЧАЛЕ 90-х
      2016-11-02 15:00

      Продюсер Гоар Игитян и режиссер Артавазд Хачикян скоро выпустят на экраны свой новый фильм - плод длительной совместной работы. Картина называется "Переход" и поднимает очень острую и злободневную проблему миграции.

    • "АБРИКОСОВОЕ ДЕРЕВО" ЗАЦВЕЛО В ОКТЯБРЕ
      2016-10-26 16:19

      В начале октября в Айгедзоре, в гостинице, а по совместительству и культурном центре народного искусства "Шелковый путь", и параллельно в Гюмри и Уджане проходил уже второй по счету международный фестиваль этнографического и антропологического кино "Абрикосовое дерево". Организаторы форума - центр "Шелковый путь" и Фонд народного искусства и ремесел "Ангуйц" ("Узел"). Действенную поддержку фестивалю оказали Министерство культуры РА, Фонд развития национального кино "Золотой абрикос", Фонд армянского кино "Фильмадаран" и Российско-Армянский (Славянский) университет.

    • МНОГООБЕЩАЮЩЕЕ "ОБЕЩАНИЕ"
      2016-10-25 12:02

      В прокат выходит новый фильм о Геноциде армян В середине сентября текущего года в канадском городе Торонто проходил один из самых престижных и авторитетных мировых кинофестивалей. В нынешнем году он был особенно важен для нас, потому что в рамках киносмотра состоялась премьера фильма "Обещание", посвященного теме Геноцида армян в Османской Турции. 

    • ВОЗВРАЩЕНИЕ
      2016-10-24 15:45

      Вышла в свет книга о талантливом роде Калемкарян 19 октября в Национальной картинной галерее Армении состоялась презентация новой книги известного художника, этнографа и антрополога Раздана ТОКМАДЖЯНА "Калемкаряны. Айнтап. Дамаск. Алеппо". Это роскошно иллюстрированный альбом-каталог, в котором представлена прославленная армянская семья Калемкарян, на протяжении 200 лет занимавшаяся обработкой металлов - золота, серебра, меди. Презентацию организовало Министерство диаспоры и лично министр Грануш Акопян.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • «БЕССОННИЦА» НА ЭКРАНАХ ЕРЕВАНА
      2022-11-22 08:53

      Писатель, сценарист, продюсер Арутюн Гукасян выпустил в прокат игровой фильм «Бессонница», снятый на основе собственного сценария. Премьера состоялась в столичном кинотеатре «Москва» в конце октября, однако фильм продолжает свое шествие по всем кинозалам Еревана.

    • БОЛЬШЕ, ЧЕМ КИНО НА ВСЕ ВРЕМЕНА…
      2022-11-12 11:47

      Если бы вместо давно приевшихся лиц и однотипных речей 5 ноября на площади Франции в Ереване показали фильм "Ишханутюн" (пусть только 1 часть, ибо премьера второй состоялась в кинотеатрах 9 ноября), то резонанс от митинга оппозиции был бы гораздо больше. Парламентская оппозиция не в состоянии выйти за рамки ошибок прошлого политического века, но сегодня разговор не о ней, а о тех, кому, в отличие от оппозиции, удалось оказаться на одной волне с народом…

    • «СВЯЩЕННАЯ ЗЕМЛЯ»: СВЕРХУ И СНИЗУ (Видео)
      2022-10-12 09:36

      В Европе стартует показ нового документального фильма об Армении и Арцахе «Армения Сакра» (Armenia terra sacra), 65-минутный документальный фильм французско-армянского режиссера Нарека Восканяна, будет показан в Париже и других городах Европы в ближайшее время. Фильм является вторым полнометражным документальным фильмом режиссера после «Сокровищ Армении». Принимаются любые предложения, связанные с показом фильма...

    • «ЛУЙСЕР» - ФИЛЬМ О ДЕТЯХ 44-ДНЕВНОЙ ВОЙНЫ
      2022-09-27 08:27

      Шел злосчастный октябрь 2020 года, когда по всему Арцаху взрывались снаряды, испепеляя все вокруг: поля, где еще недавно трудились сельчане, густые, не успевшие еще поменять свой окрас леса, дома, дороги, города и села… Мирное население Республики Арцах вынуждено бежало кто куда: одни перебирались Армению, другие выживали в бомбоубежищах, третьи, взяв в руки оружие, спешили защитить Родину.