ГЮМРИ И ГЮМРИЙЦЫ ГЛАЗАМИ СКУЛЬПТОРА
В Гюмри и Шираке с незапамятных времен было немало талантливых живописцев, но, как ни странно, не было скульпторов. По большому счету памятники национального зодчества, которыми славится Гюмри, - это произведения искусства.
Вплоть до 70-х годов
единственным украшением города являлась скульптура "Девушка с веслом"
педагога художественной школы им. С.Меркурова А.Молевой, установленная в городском
парке. Фактически Завен Коштоян стал первым действующим скульптором Гюмри.
Завена знаю с середины 50-х годов, когда он вместе с моими друзьями учился в художественной школе в классе А.Молевой и А.Ананикяна. Пожалуй, им повезло с педагогами: Акоп Ананикян - художник-самоучка, педагог по призванию, был учителем Минаса Аветисяна, дружба между ними прервалась с трагической гибелью джаджурца.
В ТЕ ГОДЫ ПОСЛЕ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ ИМ. С.МЕРКУРОВА
Первая мастерская Завена Коштояна находилась в подвале
дома на кольце Мира. В 70-х годах она стала местом тусовок местных поэтов и
художников. Кстати, тогда он нам читал и свои стихи, надо сказать,
замечательные. Словно магнит, он притягивал к себе творческую молодежь города:
после землетрясения в его времянке вновь было многолюдно, приходили посидеть,
увидеть его новые работы. Тогда Завен свою времянку называл кафе "Дхк -
шхк". Из этого "кафе" остроты и приколы скульптора разлетались
по всему городу.
В Гюмри можно увидеть два его хачкара, а у строительного
техникума им установлен "Родник" с текстом Е.Чаренца, барельеф Ав.
Исаакяна, хотя здание бывшей городской библиотеки им. Исаакяна является,
"командным" пунктом Ширакской епархии, бюст Шерама в музыкальной
школе и т.д.
Завену всегда приходилось трудно, потому что он всегда
отличался природной скромностью, старался держаться в тени. Его 4-метровый
"Скрипач", установленный в 1978 г. во дворе музыкальной школы N1,
бесспорно, одна из самых значительных скульптур Гюмри. Во время землетрясения
школа пришла в аварийное состояние, естественно, пострадала и скульптура, с тех
пор бесхозный объект разрушается все больше и больше, хотя общественность города
не раз предлагала Гюмрийской мэрии спасти хотя бы скульптуру Завена Коштояна.
После землетрясения в городе был объявлен конкурс на тему
"Скульптура, олицетворяющая и символизирующая Спитакское землетрясение
1988 г.". В нем приняли участие почти все скульпторы города. Решением
конкурсной комиссии скульптура З.Коштояна "Мать с ребенком" была
признана самой лучшей: во время землетрясения гюмрийские женщины стали
олицетворением бесстрашия, символом самопожертвования - их сплошь и рядом
доставали из-под завалов с прижатыми к груди детьми. Ценой своей жизни они
спасали их...
К 20-ЛЕТИЮ
ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ ГОТОВИЛИСЬ НЕ ТОЛЬКО ГЮМРИЙЦЫ,
З.Коштоян преимущественно скульптор малых форм. Лет 40
назад в своей подвальной мастерской он показал свои первые статуэтки -
"Зима", "Весна", "Лето", "Осень":
четыре женщины - четыре образа - безмятежности, пробуждения, плодородия и
увядания.
Известно, что создание скульптур малых форм сопряжено с
определенными трудностями: ограниченность участка, фактура материала не
позволяют скульптору создать образ во всей полноте, здесь требуется, скорее
всего, ювелирная работа. Коштояны из Эрзерума были потомственными ювелирами, из
многодетной семьи Коштоянов ювелиром стал только средний брат Завена.
Среди работ Завена - "Обжора Шара"
(полированный мрамор). Любил он сытно и вкусно поесть, поэтому и Ширакская
земля, житница Армении, была отдана ему в вечное пользование. Лицо расплылось в
добродушной улыбке, в грузном теле чувствуется неимоверная физическая сила.
"Бочка Никол" или "Гмбр Око". Один - из кутил и постоянных
участников александропольских застолий, а второй - Ленинакана. Работы выполнены
с большой долей иронии и сарказма. Осудив всего лишь двумя работами тягу к
кутежам и обжорству, Завен Коштоян не в пример иным художникам Гюмри,
посвятившим чуть ли не все свое творчество этой не типичной для ныне
нищенствующего Гюмри теме, сквозь лупу времени рассматривает Александрополь и
александропольцев, живших в согласии друг с другом и с чувством собственного
достоинства, так недостающего сегодня гюмрийцам.
"Строитель, или Тадеос Антикян". Гюмрийцы
всегда остро переживали разрушение наших исторических памятников
варварами-соседями: после уничтожения хачкаров в Джуге азербайджанцами
гюмрийские резчики по камню воссоздали их и основали в городе сквер хачкаров.
Церковь Аменапркич - детище Тадеоса Антикяна, она создана строителем по образу
и подобию Анийского кафедрального собора.
ДАВ ОБЕТ ПЕРЕД
БОГОМ И ЛЮДЬМИ, Т.АНТИКЯН В ТЕЧЕНИЕ 14 ЛЕТ КАЖДУЮ субботу на фаэтоне преодолевал
60 км пути, направляясь к Ани, где производил обмеры, создавал эскизы
архитектурных деталей и барельефов Анийского кафедрального собора. Затаив
дыхание, весь город следил за подвигом строителя. Люди помогали ему чем могли -
деньгами, работой на стройке. Удивительнее всего было то, что знатный строитель
не имел инженерного и архитектурного образования. Однажды в беседе со мной
автор проекта восстановления Арменапркича, заслуженный архитектор РА Рафаэл
Егоян заявил: "У Антикяна есть незначительные отклонения от проекта
Анийского собора. Самоучка-строитель был человеком высокого интеллекта,
человеком с инженерным мышлением".
Фигура строителя отлита из бронзы: стройное тело,
сосредоточенный взгляд, некая небрежность в одежде, что было присуще
строителям, над правым плечом молоток каменотеса, а в левой руке, тянувшейся к
земле, - отвес.
Другая значительная работа Завена -
"Александропольские женщины, идущие в баню". Надо сказать,
александропольские общественные бани пользовались особой славой не только своим
сервисом: тут устраивались смотрины, сплетничали и обменивались городскими
новостями. Вот почему к банным дням женская половина гюмрийских семей
готовилась особенно тщательно.
Композиция работы состоит из трех частей, шести фигур.
Впереди торжественного шествия - властная и надменная женщина, свекровь. Ее
статус в семье позволяет быть деспотичной: почти тащит с собой внука, а тот,
ухватившись за подол матери, порывается к ней, плетущейся чуть сзади (ей не
полагается идти рядом со свекровью). Невольно жалеешь молодую невестку: судя по
всему, она из семьи, занимающей в городе более высокое социальное положение,
чем семья ремесленника, но она вынуждена подчиняться требованиям
патриархального общества.
Вторая группа фигур - две старшие невестки: насмешницы,
шутницы, одна из них приложила палец к губам, мол, молчи, услышит! Третья часть
композиции - одинокая фигура банного носильщика с огромным тюком на плечах: в
баню шли не только со сменой белья, но и со своим медными ковшиками, тазиками и
другими банными принадлежностями. У пожилого человека, изможденного трудом и
заботами, безразличное ко всему выражение лица.
За композицию "Александропольские женщины, идущие в
баню" в 2011 г. фонд "Текеян" присудил З.Коштояну премию,
награжден он и дипломом за подписью Ара Абрамяна и председателя Союза
художников РА Карена Агамяна за серию работ "Армения и армяне глазами
художника". И все! Что это - наказание за излишнюю скромность? А ведь иные
его ученики, ставшие благодаря ему скульпторами, ходят уже в статусе
"заслуженного", в Академии искусств он преподает и сегодня...
...Все комнаты Коштоянов украшают натюрморты Аллы (жена
Завена - художница) и скульптуры малых форм Мастера: не квартира, а дом-музей
под мостом Боши майла...
-
Сашур Калашян 22-Сен-2014Воистину достойный отзыв в адрес Человека и Гражданина, каким воистину является Завен Коштоян,- ваятель, всеми фибрами души.преданный истории и культуре своего родного города.Ответить
-
Сашур Калашян 22-Сен-2014Воистину достойный отзыв в адрес ваятеля Завена Коштовна, Человека и Гражданина, всеми фибрами души преданного истории и культуре своего родного и славного города.Ответить
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2020-08-19 10:47
10 лет назад, 20 августа 2010 года, в Гюмри состоялось открытие Холма чести, мемориального комплекса, посвященного русским офицерам, погибшим в русско-турецких войнах 1828, 1855 и 1877 гг., в котором приняли участие президенты России и Армении Дмитрий Медведев и Серж Саргсян.
-
2018-12-07 16:17
Летом прошлого года в приграничном селе Бавра Ширакской области состоялось официальное открытие мини-завода "Нор атик" по производству продуктов из кукурузы. Капитальное обновление здания было осуществлено усилиями Фонда "Айастан" (помогли три семьи аргентинских армян через программу ENPARO), а оборудованием производство оснастила организация промышленного развития UNIDО ООН.
-
2018-12-05 15:48
В Гюмри сегодня много стариков, одиноких, лишенных опоры и больных. В течение 30 лет несколько раз был произведен переучет бездомных, нуждающихся в квартирах, многие старики по состоянию здоровья не могли простаивать часами в очередях за справками. Так они лишились права на квартиру. Сработал и другой вариант: отпрыски вернулись из-за границы, обзавелись справками, получили квартиры, продали их и преспокойно вернулись к себе, вновь оставив престарелых родителей на произвол судьбы…
-
2018-12-05 15:20
В связи с 30-летием Спитакского землетрясения вышел в свет иллюстрированный альбом, посвященный декабрьской трагедии 1988 г. Подборку материалов и комментарии этого научно-популярного издания осуществил доктор геологических наук Сергей НАЗАРЕТЯН. 21 ноября в зале заседаний радио "Мариам" состоялась презентация книги-альбома, а днями раньше она была представлена в Ереване.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2023-06-23 10:09
Точнее, " уже два года живу идеей сделать наш музей одним из лучших в мире в своем роде и вернуть ему былую славу"... Об этом мечтает режиссер, заслуженный деятель искусств Армении и вот уже третий год директор Национального центра эстетики им. Г. Игитяна Ваан БАДАЛЯН. И трюизм "мечтать не вредно" в данном случае кажется неуместным. Потому что в Центре делают все и больше, чтобы мечта стала реальностью.
-
2023-06-17 10:36
В Союзе художников Армении прошла выставка авторских работ одного из талантливейших мастеров отечественного арта Анатолия Аветяна. Рассчитанная на одну неделю выставка продлилась еще 7 дней, что позволило большему числу ереванцев и гостей столицы соприкоснуться с магией творчества Аветяна, в которой живопись гармонично сливается с техникой работы по металлу, а декоративность одних панно лишь подчеркивает глубину замысла других.
-
2022-11-18 10:47
С 11 по 13 ноября по столичному адресу ул. Анрапетутян, 38 прошли «Дни открытых дверей», посетить которые спешил каждый, кто небезразличен к армянской культуре. И не удивительно, ведь в течение всех трех дней посетителям была дана эксклюзивная возможность соприкоснуться с творчеством одного из талантливейших скульпторов Армении Беника Петросяна. И не где-нибудь, а на территории дома, где каждый уголок связан с творчеством этого непревзойденного Мастера, чье богатейшее наследие было вновь представлено в эти дни публике.
-
2021-08-25 10:07
В течение нескольких лет в Шуши по инициативе проживающего в Италии нашего соотечественника известного скульптора Вигена АВЕТИСА периодически проводился Международный скульптурный симпозиум, на который съезжались видные мастера со всего мира. Оставаясь в культурной столице Арцаха несколько недель, они на месте создавали авторские работы в дар народу Арцаха. После основания в Шуши Музея изобразительного искусства эти скульптуры были установлены на его территории - в знаменитом Парке скульптур, ставшем не только излюбленным уголком шушинцев, но и туристов.