НА ВЫСТАВКЕ В СХ 100 РАБОТ НАШИХ МАСТЕРОВ
Рамки современного искусства стремительно расширяются. Сегодня это сложная система человеческой деятельности, пересекающаяся с разными видами масс-медиа, массовой культурой, а нередко - и с общественными и политическими явлениями. Что же такое современное искусство – дань моде или противостояние ей, стремление выразить авторскую индивидуальность, отличиться от других или стать частью неразрывного эстетического единства, называемого творчеством?
Ответы на эти и другие вопросы попытались дать организаторы выставки "Шаг между трансформацией и формированием", открывшейся в Союзе художников Армении. Выставка призвана одновременно обозначить границы и представить безграничность современного армянского искусства, проследить за его развитием на современном этапе. Инициаторами выставки стали четверо художников -представителей некогда нашумевшего творческого объединения "3-й этаж": это Арман Григорян, Аревик Аревшатян, Арарат Саркисян и Саркис Амалбашян, стоявшие во второй половине 1980-х гг. у истоков формирования очередного этапа современного армянского искусства.
В экспозицию вошло около 100 работ 38 художников, скульпторов, инсталляторов,
представляющих три поколения армянского искусства. Самые старшие мастера -
"шестидесятники" - Акоп Акопян, Арто Чакмакчян и Маркос Григорян -
выходцы из диаспоры, внесшие значительный вклад в развитие отечественного
искусства. Их творчество отличается своеобразным смешением
идейно-художественного триединства, основанного на традициях армянского
искусства, его осознанием в диаспоре и модернистскими средствами
выразительности. Вторую часть выставки представляют художники, чье творчество
начало активно развиваться в эпоху перестройки, которая приоткрыла дверь в мир относительной свободы, это свежая
струя творчества, ознаменовавшая переход к арту периода независимости. Еще
одна, весомая часть экспозиции – работы молодых, но уже известных как в
Армении, так и за ее пределами художников, расширивших границы креатива и давших
себе волю в использовании самых неожиданных средств, материалов и их сочетаний.
"Выставка посвящена 23-летней годовщине
независимости Республики Армения и является наглядным примером многообразия
творческого мышления и изысков армянских художников, работающих в самых
невообразимых жанрах, - отметил куратор и участник выставки, художник-утопист
Арман Григорян. - Мы попытались представить поколение мастеров эпохи
независимости в их взаимосвязи с достоянием прошлого. Экспозиция содержит идею
возрождения армянского искусства в смысле формы, стиля, жанрового разнообразия,
свободы выбора материалов и темы,
привнесения в отечественный арт новых взглядов и эстетических подходов. В то же
время мы ратуем за сохранение творческих
традиций. Быть современным и национальным одновременно – таков девиз
выставки "Шаг между трансформацией и формированием". Если бы вы
увидели одну из представленных ныне работ на международной выставке или
европейском биеннале, то однозначно отличили бы ее от других экспонатов: в
картинах, скульптурах и иных произведениях наших мастеров присутствует
армянский дух, национальные корни".
ЕДИНСТВО
НАЦИОНАЛЬНОГО И СОВРЕМЕННОГО ХАРАКТЕРИЗУЕТ армянское искусство на всех этапах его развития.
Отечественные мастера внимательно следили за тенденциями развития мирового
искусства, исследовали новые течения в творчестве поколений европейских художников - импрессионизм,
кубизм, постимпрессионизм, фовизм, сюрреализм, экспрессионизм, абстракционизм… К этому побуждало и желание найти эстетику, совмещающую современное и национальное
одновременно. Именно это, по мнению многих искусствоведов, и привело к созданию
в 1972г. в Ереване первого в СССР Музея
современного искусства, в котором нашли пристанище работы художников,
творчество которых характеризуется постоянным стремлением вперед и приверженностью национальным
истокам.
Эту тенденцию можно наблюдать и в нынешней экспозиции,
открывшейся в Союзе художников. Взять, к примеру, работы Гамлета Овсепяна,
которого нередко именуют "абстрактным художником" в противовес его
собственному определению себя как "мастера абсурда". Используя вместо
традиционного холста металлическую основу – алюминий, бронзу, золото, иногда
дерево или глину, он наносит на них масляные краски, создавая впечатляющие
образы жестовой живописи. Художник Карен Алекян считает себя частью
современного мира, тянущегося к глобализации с ее многочисленными
проблемами, его творчество обращено в
будущее и насыщено утопической
эстетикой, верой в способность творческой личности изменить мир к лучшему.
А вот молодой успешный скульптор Аршак Саркисян вовсе не
намерен отрываться от реальности. На нынешней выставке он представил 4 работы
из цикла "Неделя сумасшествия", герои которого далеки от понятия
идеала внешней красоты, но это не мешает им обладать доброй, лиричной
симпатией. "Мое искусство основано на современной жизни, как автор, я
сосредоточен на реальности, и моя первостепенная задача – фундаментально
понять, прочувствовать эту реальность, -
рассказывает Аршак. – Я намеренно показываю жизнь и людей без
приукрашивания, стараясь добиться
определенной документальности в творчестве. В то же время мои работы –
фантастические образы, которые присутствуют в нашей жизни и исходят из логики
реальности. Это люди-персонажи, способные
на неординарные поступки,
довольно интересные по сути, несмотря на кажущееся внешнее уродство".
ПРЕДСТАВИТЕЛЬНИЦА
НАПРАВЛЕНИЯ ПОП-АРТ КАРИНЕ МАЦАКЯН выдвигает своим искусством вопросы, актуальные для
переходного периода. Художница уверена, что независимая Армения не стала свободной.
В своих работах нынешней экспозиции, созданных с применением элементов
масс-медиа и рекламы, она пытается
представить мечты современной армянки, все еще далекие от реальности.
Как всегда, отличаются экспонаты художницы "3-го этажа", скульптора
Эрикназ Галстян, которая, стараясь сохранить традиционные ценности,
обращается к искусству прошлого –
архаике, создавая неповторимые скульптуры-инсталляции на основе
исконно национальных традиций. Оригинально работает и художница Сона Абгарян -
пишет портреты, навеянные образами
из сети интернет. Каждый из них
подвергается компьютерной переработке в соответствии с конкретной авторской
идеей. В то же время ее портреты отличает эстетика комиксов.
"Думаю, нам
очень не хватает именно таких экспозиций, - сказала посетившая выставку министр
культуры Асмик Погосян. – Участники выставки попытались показать формирование искусства в разных
жанровых проявлениях - интересных и актуальных одновременно. Выставка является целостной картиной
определенной эпохи и, я думаю, будет
иметь широкий резонанс не только в кругу искусствоведов".
Добавим, что
выставка "Шаг между трансформацией и формированием" не преследует
цели понравиться всем, ее задача – представить художников эпохи независимости,
у которых уже сложилась определенная творческая биография и каждый из них
талантлив по-своему.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-01-10 10:26
23 юных музыканта из Арцаха получат профессиональное образование в сфере классической музыки. Это стало возможным благодаря образовательной программе «Родился в Арцахе», которая в конце декабря прошлого года подвела окончательный итог в рамках конкурсных слушаний, остановив выбор на самых одаренных мальчиках и девочках в возрасте от 8 лет до 21 года.
-
2025-01-09 09:25
В издательстве Ереванского государственного университета (ЕГУ) вышла в свет книга «Политика продолжения Геноцида в Смирне», предназначенная для геноцидологов, востоковедов, историков и широкого круга читателей, заинтересованных темой массового уничтожения армян и греков в первой четверти ХХ века. Автор книги - старший научный сотрудник Музея-института Геноцида армян (МИГА), специалист по международным отношениям, геноцидолог, кандидат исторических наук Тегмине МАРТОЯН. Презентация состоялась в конце декабря в конференц-зале МИГА в присутствии директора МИГА Эдиты Гзоян, его сотрудников, представителей ЕГУ, гостей из Ливана – представителя Конгрегации мхитаристов, дьякона Арутюна Арбояна и ответственной, бухгалтера армянского Дома престарелых Майды Антонян, а также потомков армян, спасшихся от Геноцида в Смирне. Собравшихся приветствовала Эдита Гзоян.
-
2025-01-08 09:52
Музей истории Армении вновь порадовал посетителей новой экспозицией, открывшейся в конце декабря и посвященной одной из славных страниц в истории армянского народа – Киликийской Армении. Выставка названа «Киликийское армянское царство: волею Бога» и представлена хоть и не очень большим числом экспонатов, но представляющим значительный интерес, что позволяет проследить за процессом становления Киликийского царства, создания армянской государственности и ее развития.
-
2025-01-07 10:31
Минувший год для Трио имени Хачатуряна прошел под знаком юбилея и подвел итог многогранной творческой деятельности, которую этот прославленный коллектив разворачивает на музыкальной арене мира уже 25 лет. Стартовав весной гастролями в Китае, год плавно перешел в «армянский период» жизни трио, когда его неизменный состав музыкантов Армине Григорян (фортепиано), Карэн Шахгалдян (скрипка) и Карен Кочарян (виолончель) выступал с концертами на родине – в Ереване и регионах.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2023-08-01 09:15
"...И откроется вдруг сокровенная красота...". Сокровенная красота - так называют тайную, сокрытую душу вещей. Которую непременно почувствуешь, но не в первую очередь. Сначала восхищает красота в ее общепринятом, эстетическом смысле - утонченная и изысканная, она завораживает, не давая отойти от выставочной витрины...
-
2023-07-01 09:54
Арт Студия «Седракян» открылась около года назад, но уже может гордиться успехами своих юных учеников: воспитанники этого творческой организации сегодня предстали перед широкой публикой пусть как начинающие, но уже художники.
-
2023-06-17 10:36
В Союзе художников Армении прошла выставка авторских работ одного из талантливейших мастеров отечественного арта Анатолия Аветяна. Рассчитанная на одну неделю выставка продлилась еще 7 дней, что позволило большему числу ереванцев и гостей столицы соприкоснуться с магией творчества Аветяна, в которой живопись гармонично сливается с техникой работы по металлу, а декоративность одних панно лишь подчеркивает глубину замысла других.
-
2023-06-14 13:07
Случаются в нашем искусстве события, которые иначе чем эпохальными не назовешь. В аннотации так и сказано - иллюстрация того, "какие концепции и эстетики открываются в живописи и, в целом, в актуальном искусстве дня сегодняшнего, и какие изменения происходят в искусстве и, в целом, в обществе в армянском контексте".