ДИРЕКТОР "АРМЕНФИЛЬМА" N1
В советском кинематографе существовала должность "директор фильма", его имя появлялось в титрах последним, хотя по сути эта была центральная фигура в процессе кинопроизводства. От его грамотной работы на съемочной площадке зависело практически все – наличие необходимой качественной техники, декораций, костюмов и бутафорских, а зачастую и самых настоящих предметов, представителей животного мира, разработка четкого графика работы и организация съемочного процесса, умение подобрать нужных специалистов второго звена и правильно распоряжаться финансами. Как потратить деньги – знали все директора фильмов, но безукоризненно подготовить работу съемочной группы умели некоторые, и лишь редкие были наделены творческим началом, природным вкусом к кино.
К ПОСЛЕДНИМ, БЕЗУСЛОВНО, ОТНОСИЛСЯ И ГРАНТ ВОПЯН, чье имя золотыми буквами вписано в летопись армянского кинематографа. 23 февраля исполнилось 100 лет со дня его рождения. Опытный организатор кинопроизводства, руководитель многочисленных картин "Арменфильма", он воистину был директором N1 и директором вне конкуренции. Последний из могикан киностудии с эмблемой Давида Сасунского, он был прозван сослуживцами hndik – индеец, вероятно, ввиду строгости поведения в процессе работы. Он старался прочувствовать будущий фильм, предугадать возможные сложности и "без шума и пыли" избавить от них свою команду. Почти половину своей жизни Грант Вопян посвятил кинематографу. Проработав на "Арменфильме" более 30 лет, он возглавлял съемки таких широко известных фильмов, как "Северная радуга", "Карине", "Эгнар ахпюр", "Аревик" и многие другие, решал самые трудные проблемы постановки картин, требующие не только больших финансовых, но и технических затрат. Вопяну доверяли самую тяжелую работу, на "Арменфильме" знали: Грант Гарегинович справится со всем и обязательно уложится в сроки.
В кино Грант Вопян пришел не сразу: долгие годы работы в
Ереванском оперном театре, затем в "Армфилармонии", в спортивных
обществах и организациях, где приобрел организаторский опыт. Это он возглавил
делегацию армянских деятелей культуры, участвующих с балетом "Гаянэ"
и оперой "Алмаст" в Декаде армянского искусства в Москве, организовал
немало спортивных мероприятий и парадов, признанных лучшими не только в
масштабе Армянской ССР. Затем в жизни Вопяна наступила эпоха кино, долгая и
дорогая сердцу.
Дебют Вопяна-кинодиректора связан с историческим фильмом
"Северная радуга" (1960 г.): именно работа над этой картиной принесла
ему первый успех и открыла дорогу в мир армянского кинематографа, который в те
годы находился на подъеме. Случалось, сотрудники даже побаивались его, но
дружеское расположение и шутка быстро снимали напряжение. Грубоватый, строгий и
бесконечно любящий свое дело, Вопян был обаятельным человеком, что неизменно
вызывало к нему самое теплое отношение.
ЮМОР И ДОБРОТА
СОПУТСТВОВАЛИ ЕМУ ВСЕГДА. О ЕГО ПОЯВЛЕНИИ В СТУДИИ узнавали по смеху: не успев
захлопнуть за собой дверь, Вопян начинал рассказывать анекдот, забавную историю
или подшучивал над кем-то. Режиссеры буквально мечтали работать с ним. Как
рассказывает режиссер Арман Манарян, в те годы директора всех советских
киностудий в порядке живой очереди ожидали возможности возглавить работу над
фильмом. Вопян был вне очереди: если картина требовала огромного
организаторского потенциала, то студийное руководство назначало именно его. Но
Вопян, в отличие от очень многих, мог отказаться, если работа шла вразрез с его
принципами, что нередко случалось. Если же соглашался, то это означало, что
режиссер поймал золотую рыбку – все его желания, связанные с постановкой
фильма, будут исполнены качественно, аккуратно и в срок, поскольку Грант
Гарегинович не только знал наизусть механизм съемочного процесса, но и
чувствовал каждый его нюанс. Выполнив свою работу, он уходил со съемочной
площадки, но где-то "за кадром" продолжал следить за работой, чтобы
исключить любые неприятные неожиданности.
Так произошло и с музыкальной кинокомедией
"Карине", снятой А.Манаряном по оперетте Т.Чухаджяна
"Леблебиджи". Специально для этого фильма был сооружен целый город по
эскизам Валентина Подпомогова. Прекрасное знание оперетты, оперного искусства,
знакомства с ведущими артистами жанра помогали Вопяну в подборе актеров,
костюмы для которых при его активном участии шили в мастерских оперного театра.
В один из этих костюмов облачился и сам Вопян, колоритно сыграв в картине
эпизодическую роль. Фильм имел колоссальный успех, и во многом благодаря Гранту
Вопяну.
Он организовывал съемки именно так, какими их видел
режиссер. Если надо было, чтобы в кадре промчался поезд, то Вопян умел
обеспечить и это, если нужны были лошади или верблюды, то они появлялись на
съемочной площадке в нужный момент, если необходимо был воссоздать атмосферу
прошлых столетий и другой страны, он за пару дней буквально вдыхал ее в кадр.
"Верховный главнокомандующий", как нередко называли его режиссеры,
имел связи везде и максимально использовал эти возможности для успеха картины.
Список режиссеров, работавших с ним, включает такие звездные имена
отечественного кино, как Ю.Ерзнкян, А.Ай-Артян, А.Манарян, Г.Мелик-Авакян,
Ф.Довлатян, А.Агабабов, С.Параджанов и многие другие. С Сергеем Параджановым,
самым непредсказуемым режиссером советского кино, Вопян начал фильм
"Исповедь", однако картину не удалось довести до конца.
РАЗБИРАТЬСЯ В
ТОНКОСТЯХ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ВОПЯНУ ПОМОГАЛ не только врожденный
эстетический вкус, но и широкий кругозор, прекрасное знание музыки, истории.
Грант Гарегинович занимался спортом, увлекался филателий. Но было в его жизни
еще одно важное хобби – книги, которые он бережно хранил в домашней библиотеке,
с которыми не расставался ни днем, ни ночью. Во время командировок в Москву он
вдруг исчезал из гостиницы и возвращался с кипой книг: коллеги подумывали, что
это реквизит будущего фильма, и лишь в Ереване выяснялось, что это новые
экземпляры для личной библиотеки, состоящей из 6000 изданий, в основном
приключенческой литературы, детективов, исторической литературы. Иногда он
покупал по нескольку экземпляров одной и той же книги – в подарок близким и
друзьям, книг из своей библиотеки он никому не давал.
Прочитав новую книгу, он уже наутро делился с
сослуживцами впечатлениями, передавал содержание, рассказывал о героях.
"Книжная лавина" Гранта Вопяна была одной из известнейших библиотек
Еревана. А места уже не хватало, он умудрялся за небольшую сумму брать книги в
магазинах "в аренду". Продавцы прекрасно знали страсть Вопяна к
книгам и доверяли ему новинки. Незадолго до смерти он позвал в свой домашний
кабинет внучку Наталью и протянул ей потрепанную книжицу, попросив обязательно
прочитать ее. Это был не детектив или история с приключениями, а
сентиментальная, романтичная повесть "Цветок моего сада" - самая
любимая книга Гранта Гарегиновича. Именно таким – романтичным, чутким по сути
был этот человек.
После смерти Гранта Вопяна его дочь Татьяна решила
подарить отцовскую библиотеку Ереванскому камерному театру, в котором Вопяна
помнят и по сей день. Не случайно имя директора № 1 "Арменфильма"
значится здесь на "Экране памяти". "Я приняла это решение, чтобы
не растерять сокровища отца, - говорит Татьяна Вопян. – Ведь все мы надеемся,
что настанут времена, когда книга вновь станет ценностью и будет собирать
вокруг себя людей".
Хочется надеяться, что одна из книг, собирающих вокруг
себя армян нового поколения, будет посвящена ему - Гранту Гарегиновичу Вопяну…
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 13:33
В столичном Малом зале «Арно Бабаджанян» при полном аншлаге прошел 5-й Съезд Союза строителей Армении, в котором приняли участие руководители входящих в организацию компаний, представители ответственных за сферу государственных структур, строители и архитекторы. В их числе председатель Союза строителей Гагик Галстян, председатель Комитета по градостроительству РА Егиазар Варданян, глава Палаты архитекторов Армении Александр Бадалян и другие. Мероприятие открылось гимном Республики Армения, затем епископ Вазген Мирзаханян передал участникам съезда благословение Католикоса Всех армян Гарегина II. Он отметил, что Католикос всегда поддерживал архитекторов и строителей, благодаря добросовестному труду которых многие армянские храмы и монастыри вновь восстали из руин. Одним из важных проявлений преданной деятельности представителей этих профессий стал Собор Первопрестольного Эчмиадзина, реставрированный руководимой Гагиком Галстяном строительной организацией и совсем недавно представший перед армянством и гостями нашей страны во всей красе и исторической важности.
-
2024-11-21 10:55
В Ереване, в офисе Объединения молодых ученых и специалистов Арцаха (ОМУСА) состоялась презентация очередного, № 22 (3-го за этот год) журнала "Научный Арцах". В свежий выпуск вошли 19 статей 23 авторов, из которых 1 доктор наук, 5 кандидатов наук, 17 аспирантов и соискателей. В этом номере география вовлеченных ученых была особенно широкой и охватила Ереван, Гюмри, Ванадзор, Спитак, Одзун (Армения), а также Каир (Египет) и т.д. По традиции, на мероприятии присутствовали авторы вошедших в данный номер статей. Они представили свои научные темы, ответили на вопросы коллег, выступили с замечаниями и предложениями, дав старт следующему выпуску издания. Презентацию открыл главный редактор "Научного Арцаха", кандидат юридических наук Аветик АРУТЮНЯН. Он приветствовал и поздравил авторов в связи с публикацией научно-исследовательских статей и пожелал дальнейших успехов в научной деятельности.
-
2024-11-20 11:03
Дожидаться художницу Гаянэ Шушеци в Гадрутском Культурно-молодежном центре «Дизак Арт» Еревана, где вот-вот должна была открыться персональная выставка ее картин, было одно удовольствием. Фойе центра, трансформированного в этот вечер в галерею, походило на праздничный зал, где искрился фейерверк красок, то перебивающих друг друга, то создающих гармонию.
-
2024-11-20 10:49
3000 подарочных коробок для 3000 новорожденных Арцаха – этой цифрой завершилась работа одной из самых теплых и полных любви программ, реализованных в рамках проекта Ser Artsakh. Инициированная и проводимая известной американской писательницей армянского происхождения, общественно-политическим деятелем, юристом и филантропом Анной Аствацатурян-Теркотт на базе фонда «Анна Аствацатурян», программа получила большой резонанс в сердцах арцахских мам и их малышей.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2023-06-23 10:09
Точнее, " уже два года живу идеей сделать наш музей одним из лучших в мире в своем роде и вернуть ему былую славу"... Об этом мечтает режиссер, заслуженный деятель искусств Армении и вот уже третий год директор Национального центра эстетики им. Г. Игитяна Ваан БАДАЛЯН. И трюизм "мечтать не вредно" в данном случае кажется неуместным. Потому что в Центре делают все и больше, чтобы мечта стала реальностью.
-
2021-12-15 10:07
Верно замечено: искусство режиссера складывается из многих талантов. Он не так, как все, ощущает движение времени. Не так, как все, чувствует другого человека - будто экстрасенс, угадывает его на расстоянии, ощущает и норму, и отклонение от нее. Как гипнотизер он знает, как можно увлечь, успокоить или что-то внушить другим людям. Но особенности эти свойственны лишь подлинным режиссерам-художникам.
-
2021-01-27 09:39
В расположенной на одном из этажей Ереванского государственного института театра и кино мастерской Рубена Григоряна царил полумрак. На рабочем столе с опустевшим стулом – скромный букет цветов и фонарики с горящими свечами. Тишину нарушала только музыка, точнее песни, которые любил слушать "парон Григорян". Так его воспитанники встретили свой очередной учебный день – первый без Мастера.
-
2020-12-28 09:59
Он уехал в США в самом начале девяностых годов. Известный кинооператор и кинорежиссер, мастер документального кино, лауреат премии "Ника", лауреат Всесоюзного и международных кинофестивалей Михаил ВАРТАНОВ был близким другом Сергея Параджанова.