ПРОСТОТА, ПРАВДА И ЕСТЕСТВЕННОСТЬ БОРИСА ГРАЧЕВСКОГО
- "А я кино снимаю". - "Про что?" - "Ну, про жизнь, про любовь". -"Любовь? А это когда мальчик любит мальчика?" - "Да нет". - "Девочка любит девочку?" - "Да нет же. Мальчик любит девочку". - "А-а-а, историческое значит". Именно такой едкой шуткой, откликающейся на современные неоднозначные реалии и начал свое слово режиссер Борис ГРАЧЕВСКИЙ, который 21 мая специально приехал в Ереван, чтобы представить столичной публике свой новый фильм "Между нот, или Тантрическая симфония".
ПРИЕХАЛ ГРАЧЕВСКИЙ ПО ПРИГЛАШЕНИЮ ФОНДА РАЗВИТИЯ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ "РОЛАН БЫКОВ" и его бессменного директора, госпожи Нуне Манукян, руководителя ереванского кинофестиваля для детей и юношества. Ведь Грачевский - большой друг детей. Назовите мне хоть одного человека в нашем постсоветском пространстве, который не смотрел культовый "Ералаш", не рос бы на его многочисленных уморительных и одновременно поучительных сериях. А еще он - большой друг армянского народа, в чем лично и неоднократно признавался. "Да, я очень люблю Армению и ее добрый, веселый, гостеприимный народ. Я очень люблю Ереван и всегда приезжаю сюда, если предоставляется возможность, и с большим удовольствием", - говорит режиссер. Нуне Манукян подсказывает: Грачевский - человек, который идет по солнечной дороге жизни. Режиссер откликается: "Ну, да, а у вас в Армении всегда солнце, так что мне всегда приятно быть здесь с вами..."
Итак, премьера долгожданной картины собрала в Красном
зале столичного кинотеатра "Москва" столичную интеллигенцию -
мыслящий, а еще и глубоко чувствующий поток зрителей. И им довелось посмотреть фильм, в финале которого весь зал... плачет.
Да, да, не удивляйтесь, плачет, а не смеется. Значит, снял Грачевский не
комедию, а трагедию. Хотя, почем знать? Ведь мудрецы утверждают, что
"комедия - это трагедия, которая происходит не с тобой". Чтобы на
себе проверить сию премудрость, заходим
в зал. На экране, уже начиная с титров, видны оригинальные выдумки, прикольные,
клевые штучки, детали, которые явно выдают почерк, манеру и стиль Грачевского.
КАРТИНА ПОВЕСТВУЕТ
О КОМПОЗИТОРЕ КИРИЛЛЕ КРАСНИНЕ, авторе и исполнителе симфонической музыки, "мировом
гении", как называют его все вокруг. Живет он себе в деревне, спрятавшись
от мира. В основном сидит в своей
комнате, окна которой выходят в сад, и сочиняет музыку - спокойно, мирно и
безмятежно. И, кажется, что жизнь его уже сложилась, устоялась, закрепилась или
совсем наоборот, не сложилась вовсе. Краснин ушел от мира, потому что мир ушел
от него... Жена уехала во Францию, сын - в Германию. Ну а Краснин, как истинный
Робинзон, остался в деревне в ожидании своей Пятницы... Он предпочитает
спокойствие и уединение, позволяющие ему творить и не отвлекаться на внешний
мир, прятаться за стеной своих произведений, за которыми лишь домработница Нина
Васильевна да одинокая дворовая собака за забором, такая же недоверчивая к миру, как и наш
герой.
Краснин приступил к сочинению симфонии, которую назвал "Тантрической". Тантра (не
путать с мантрой) - общее обозначение эзотерических буддистских и индуистских
традиций, использующих особые тайные практики и инициации, которые ведут к
освобождению и духовному развитию. Так вот, сочиняя свою "тантру",
Кирилл внезапно оказывается в эпицентре ее эзотерического действия.
Дочка домработницы Нины, Юлия, сбежав от своего
очередного любовника, приезжает в загородный дом Краснина пожить какое-то
время. Внезапно и неожиданно она появляется в этом сером устоявшемся мирке, где
ее никто особо и не ждет, и никак в него не вписывается. Юлия молода, красива,
не очень образованна и вульгарна. Но живая, пытливая, импульсивная, переменчивая
как стихия. В ней ключом бьет жизнь, бушуют неугомонные страсти. Она - солнце,
она - огонь, который встречается с ветром, грозящим его погасить.
Знакомство с Юлией заставляет холодного и черствого
Кирилла переосмыслить свое отношение к жизни.
Рядом с ней он будто просыпается
от долгого летаргического забвения, вспоминает о своих мечтах, чаяниях души.
Кирилл меняется, потому что любит
по-настоящему. И тут-то и начинается совсем иная жизнь. Однако сколько
продлится эта полуявь или полусон? Смогут ли герои превозмочь условности
общества и бросить ему вызов уже тем, что они вместе и счастливы? Настолько ли сильно их чувство,
чтобы преодолеть все на свете?..
Грачевский сделал очень тонкую, нежную картину,
сосредоточив в ней свои долгие размышления о жизни. Таких картин сейчас не
снимают. Режиссер сумел правильно соотнести смешное и возвышенное. Копнул глубоко и увидел самое дно этой истории - но
не без юмора, не без шуток и философского взгляда на жизненные явления.
Грачевский сумел преподнести щемящую драму под маской лирической комедии.
Внешний антураж картины говорит, скорее, о том, что речь идет о чем-то
забавном, веселом. И зрители в зале смеются... Но это лишь внешнее впечатление
- как от океана, где за бурной пеной скрываются чистые воды. Так и здесь за
смешной оболочкой скрывается драма, которая постепенно перерастает в трагедию,
мощную, глубокую, за душу берущую. А сделано все так тонко, с чувством вкуса и меры, что диву
даешься! Нет, сегодня такого кино точно не снимают - камерного, интимного, как
диалог двух влюбленных сердец.
ВЕЛИКОЛЕПНО
ПОДОБРАННАЯ МУЗЫКА АЛЕКСАНДРА КЛЕВИЦКОГО выстраивает всю картину, создает неповторимую
атмосферу, настроение. Она словно выдает самые нежные оттенки чувств двух
героев, выражает то, что не выразишь простыми словами. Музыка учит чувствовать
между нот, как между строк. И фильм этот совсем не исторический, а вполне себе
современный, но он - будто неугасающая
память, ностальгия по старому доброму советскому кино, по тем временам, когда
возвышающий обман был дороже низких истин. А прозрачные слезы в финале картины
- да очистят они нас от сора, накопившегося внутри.
"Простота, правда и естественность",- любит
повторять слова Глюка главный герой. Простота, правда и естественность -
эстетическое кредо настоящего художника, мастера Бориса Грачевского. После
Еревана кинопоказы продолжились в Гюмри, Ванадзоре, Алаверди, Гаваре и
Дилижане.
-
Светлана 08-Июл-2015Огромное желание увидеть как можно скорее эту картину )) )Ответить
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2016-11-02 15:00
Продюсер Гоар Игитян и режиссер Артавазд Хачикян скоро выпустят на экраны свой новый фильм - плод длительной совместной работы. Картина называется "Переход" и поднимает очень острую и злободневную проблему миграции.
-
2016-10-26 16:19
В начале октября в Айгедзоре, в гостинице, а по совместительству и культурном центре народного искусства "Шелковый путь", и параллельно в Гюмри и Уджане проходил уже второй по счету международный фестиваль этнографического и антропологического кино "Абрикосовое дерево". Организаторы форума - центр "Шелковый путь" и Фонд народного искусства и ремесел "Ангуйц" ("Узел"). Действенную поддержку фестивалю оказали Министерство культуры РА, Фонд развития национального кино "Золотой абрикос", Фонд армянского кино "Фильмадаран" и Российско-Армянский (Славянский) университет.
-
2016-10-25 12:02
В прокат выходит новый фильм о Геноциде армян В середине сентября текущего года в канадском городе Торонто проходил один из самых престижных и авторитетных мировых кинофестивалей. В нынешнем году он был особенно важен для нас, потому что в рамках киносмотра состоялась премьера фильма "Обещание", посвященного теме Геноцида армян в Османской Турции.
-
2016-10-24 15:45
Вышла в свет книга о талантливом роде Калемкарян 19 октября в Национальной картинной галерее Армении состоялась презентация новой книги известного художника, этнографа и антрополога Раздана ТОКМАДЖЯНА "Калемкаряны. Айнтап. Дамаск. Алеппо". Это роскошно иллюстрированный альбом-каталог, в котором представлена прославленная армянская семья Калемкарян, на протяжении 200 лет занимавшаяся обработкой металлов - золота, серебра, меди. Презентацию организовало Министерство диаспоры и лично министр Грануш Акопян.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-10-29 10:46
Известный журналист, режиссер, продюсер и сценарист документального кино Ашот ДЖАЗОЯН представил в Ереване свой новый фильм «Петербург! Жизнь в городе...». Фильм стал своеобразным зеркалом исторического прошлого и современных веяний в северной столице России, историй ее старожилов, трепетно относящихся к традициям города, и молодого поколения, которое полно решимости сохранить такой разный, но всеми любимый Петербург.
-
2022-11-22 08:53
Писатель, сценарист, продюсер Арутюн Гукасян выпустил в прокат игровой фильм «Бессонница», снятый на основе собственного сценария. Премьера состоялась в столичном кинотеатре «Москва» в конце октября, однако фильм продолжает свое шествие по всем кинозалам Еревана.
-
2022-11-12 11:47
Если бы вместо давно приевшихся лиц и однотипных речей 5 ноября на площади Франции в Ереване показали фильм "Ишханутюн" (пусть только 1 часть, ибо премьера второй состоялась в кинотеатрах 9 ноября), то резонанс от митинга оппозиции был бы гораздо больше. Парламентская оппозиция не в состоянии выйти за рамки ошибок прошлого политического века, но сегодня разговор не о ней, а о тех, кому, в отличие от оппозиции, удалось оказаться на одной волне с народом…
-
2022-10-12 09:36
В Европе стартует показ нового документального фильма об Армении и Арцахе «Армения Сакра» (Armenia terra sacra), 65-минутный документальный фильм французско-армянского режиссера Нарека Восканяна, будет показан в Париже и других городах Европы в ближайшее время. Фильм является вторым полнометражным документальным фильмом режиссера после «Сокровищ Армении». Принимаются любые предложения, связанные с показом фильма...