"НЕ МЫ ТАКИЕ - ЖИЗНЬ ТАКАЯ..."
В столичном кинотеатре "Москва" состоялась премьера художественной ленты "Западня" ("Ворогайт") режиссера Романа МУШЕГЯНА - ремейк одноименного сериала, который долгое время с большим успехом шел на отечественном телеканале "Шант".
На экране 2015 год, АрмениЯ... В фокусе фильма "ЗападнЯ" - возглавляемый доном Овиком гангстерский клан, где отношения определяются феодальным почтением к рангам и подавлением всяких разногласий, чтобы они ни в коем случае не сыграли на руку врагам семейства. Овик и его окружение враждуют с другими ереванскими гангстерскими кланами. В ходе этой безжалостной борьбы под бешеным шквалом пуль в разъяренных кровавых банях гибнут виновные и невинные люди. Овик, некогда художник с хрупкой душой, мягкосердечный, правдивый, меняется на глазах.
Не мы такие - жизнь такая, - говорили герои культового фильма "Бумер". Овик жестоко, с дьявольской изобретательностью уничтожает всех своих противников. По высокому уровню игры и внутреннему осмыслению перемен в персонаже здесь выделяется Саркис Григорян, играющий раннюю пору жизни Овика. Актер психологически точно передает превращение юнца-идеалиста и романтика-поэта в измученного жизнью хладнокровного диктатора - так же точно, как глубокую внутреннюю драму трансформации души своего героя.
Выбрав тему мафии, деятельность которой всегда скрыта зловещим покровом тайны, режиссер Роман Мушегян создал одну из самых сильных и жестоких картин об армянской жизни, когда-либо появлявшихся в рамках массового искусства. Одноименный телесериал и его сюжет давали материал для создания всего лишь поверхностного и незначительного современного гангстерского фильма. Однако в нем можно было усмотреть внятную идею, имеющую отношение к проблеме династий и власти, актуальной во все времена. В сюжете о мафии режиссер увидел возможность создания не очередной гангстерской ленты, а настоящего эпоса, семейной саги. В центре повествования жестокая, кровопролитная схватка бандитских кланов в Ереване наших дней. Но мафия Овика - это прежде всего семья в родовом и духовном значении, где тесно переплелись узы крови, национальные связи и гангстерское "братство", а глава клана является крестным отцом для всех - как в прямом, так и переносном смысле слова.
ИНТЕРЕСНОЕ РЕШЕНИЕ - СОПОСТАВЛЕНИЕ РАЗНЫХ ПЕРИОДОВ ЖИЗНИ ОВИКА посредством параллельного монтажа. Он обладает потрясающей выразительностью. Смелое чередование эпизодов кровавой бойни и интимно-семейных сцен свадьбы, супружеских раздоров вовсе не кажется прямолинейным. Параллельный монтаж срабатывает здесь безотказно. Режиссер излагает свою историю на языке динамичного, напряженного развития сменяющихся, словно в калейдоскопе, вроде бы несопоставимых событий. Почти двухчасовой фильм производит впечатление круто развертывающегося гангстерского боевика, в котором нет ничего лишнего, а любая мелочь накрепко привязана к сюжету.
По ходу действия фильма авторы развивают принципы эпической семейной саги. Тот же самый действенный параллельный монтаж здесь использован для столкновения разных лет жизни Овика, что позволяет еще детальнее и глубже проанализировать истоки мафии, условия ее зарождения, принципы существования и механизм воздействия на наше общество. Общество, погрязшее в пороках бандитизма и на первый взгляд цивилизованной олигархии, на деле творящей хаос и анархию в стране. Все события, показанные на экране, выглядят как подлинный исторический эпос о мафии, точно угадывают суть этой раковой опухоли на теле государства. Режиссер раскрывает способы вовлечения людей в орбиту влияния преступного клана, философию и этику власти тех, кто находится во главе гангстерской организации. Размеренное, именно эпическое дыхание картины, основательность и масштабность второй половины повествования заставили некоторых поклонников лихого действия отдать предпочтение первой части фильма. Но именно во "второй главе" мы видим куда больший заряд социальности и критического восприятия нашей действительности.
...Уже в наши дни криминальная империя Овика рядится в одежды легального бизнеса и даже сотрудничает с властными структурами. Мафия принимает обличие цивилизованности и начинает править балом. Но не тут-то было. Все повторяется с неизбежностью рока. Овика, покаявшегося и вроде искренне желающего добровольно уйти на покой, настигает наказание: возвращается им же когда-то запущенный бумеранг смерти. И его грехи омываются кровью невинного, "агнца отпущения", как в древнегреческих мифах и трагедиях. Это и есть трагедия - современная и не менее звучная. Трагическая нота, звучащая в фильме, доказывает неотвратимость такого исхода, когда гибнут последние индивидуальности, стремящиеся хоть как-то - пусть даже и во зле - противостоять обезличенности и корпоративности мира. В итоге перед нами зрелая философская притча, нет, не о минувшем, а о настоящем, актуальном.
СЧИТАЕТСЯ, ЧТО ТОЧНЫЙ ВЫБОР ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ГАРАНТИРУЕТ РЕЖИССЕРУ ПОЛОВИНУ УСПЕХА. Если так, то эту часть работы Мушегяна можно назвать безупречной. Овик в исполнении Арутюна Мовсисяна был воспринят значительной частью зрителей с известной долей симпатии. В своем домашнем кругу он представал как добродетельный семьянин и защитник близких ему людей, всех членов клана от враждебного им окружающего мира, как бы вынуждающего их непрерывно обороняться. В этом плане он создавал образ покровителя, сильной руки, под защитой которого можно чувствовать себя в безопасности. И хотя порой он издает указы, касающиеся клана, в основном он показан не властителем, а домашним человеком. В ключевых сценах его природная сдержанность неожиданно сменяется бурными вспышками темперамента, что придает рисунку роли остроту и непредсказуемость.
Мушегян не затушевал корни своих персонажей, а, наоборот, выделив их национальные черты, сумел перешагнуть пределы узкой среды и жанра. Режиссеру удалось создать то, что называется "атмосферой".
Конечно, это гораздо более холодный фильм, нежели одноименный телесериал. В нем чувствуется сдержанная строгость замысла, реализованного не полностью. Основополагающая жестокая ирония фильма в том, что главный герой Овик вынужден жертвовать всем. Он могуч, но внутренне мертв... Это в значительной степени фигура трагическая, чем-то схожая с шекспировскими персонажами. Чувствуя неизбежность, он оценивает пройденный путь и пытается очиститься от прегрешений.
Фильм Романа Мушегяна "Западня" вышел в широкий прокат во всех кинотеатрах. И не будем забывать, что криминальная драма - это всего лишь жанр, а жанр - понятие достаточно условное.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2016-11-02 15:00
Продюсер Гоар Игитян и режиссер Артавазд Хачикян скоро выпустят на экраны свой новый фильм - плод длительной совместной работы. Картина называется "Переход" и поднимает очень острую и злободневную проблему миграции.
-
2016-10-26 16:19
В начале октября в Айгедзоре, в гостинице, а по совместительству и культурном центре народного искусства "Шелковый путь", и параллельно в Гюмри и Уджане проходил уже второй по счету международный фестиваль этнографического и антропологического кино "Абрикосовое дерево". Организаторы форума - центр "Шелковый путь" и Фонд народного искусства и ремесел "Ангуйц" ("Узел"). Действенную поддержку фестивалю оказали Министерство культуры РА, Фонд развития национального кино "Золотой абрикос", Фонд армянского кино "Фильмадаран" и Российско-Армянский (Славянский) университет.
-
2016-10-25 12:02
В прокат выходит новый фильм о Геноциде армян В середине сентября текущего года в канадском городе Торонто проходил один из самых престижных и авторитетных мировых кинофестивалей. В нынешнем году он был особенно важен для нас, потому что в рамках киносмотра состоялась премьера фильма "Обещание", посвященного теме Геноцида армян в Османской Турции.
-
2016-10-24 15:45
Вышла в свет книга о талантливом роде Калемкарян 19 октября в Национальной картинной галерее Армении состоялась презентация новой книги известного художника, этнографа и антрополога Раздана ТОКМАДЖЯНА "Калемкаряны. Айнтап. Дамаск. Алеппо". Это роскошно иллюстрированный альбом-каталог, в котором представлена прославленная армянская семья Калемкарян, на протяжении 200 лет занимавшаяся обработкой металлов - золота, серебра, меди. Презентацию организовало Министерство диаспоры и лично министр Грануш Акопян.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-10-29 10:46
Известный журналист, режиссер, продюсер и сценарист документального кино Ашот ДЖАЗОЯН представил в Ереване свой новый фильм «Петербург! Жизнь в городе...». Фильм стал своеобразным зеркалом исторического прошлого и современных веяний в северной столице России, историй ее старожилов, трепетно относящихся к традициям города, и молодого поколения, которое полно решимости сохранить такой разный, но всеми любимый Петербург.
-
2022-11-22 08:53
Писатель, сценарист, продюсер Арутюн Гукасян выпустил в прокат игровой фильм «Бессонница», снятый на основе собственного сценария. Премьера состоялась в столичном кинотеатре «Москва» в конце октября, однако фильм продолжает свое шествие по всем кинозалам Еревана.
-
2022-11-12 11:47
Если бы вместо давно приевшихся лиц и однотипных речей 5 ноября на площади Франции в Ереване показали фильм "Ишханутюн" (пусть только 1 часть, ибо премьера второй состоялась в кинотеатрах 9 ноября), то резонанс от митинга оппозиции был бы гораздо больше. Парламентская оппозиция не в состоянии выйти за рамки ошибок прошлого политического века, но сегодня разговор не о ней, а о тех, кому, в отличие от оппозиции, удалось оказаться на одной волне с народом…
-
2022-10-12 09:36
В Европе стартует показ нового документального фильма об Армении и Арцахе «Армения Сакра» (Armenia terra sacra), 65-минутный документальный фильм французско-армянского режиссера Нарека Восканяна, будет показан в Париже и других городах Европы в ближайшее время. Фильм является вторым полнометражным документальным фильмом режиссера после «Сокровищ Армении». Принимаются любые предложения, связанные с показом фильма...