ПОКА НЕ НАСТУПИТ НОЧЬ
В Синем зале ереванского кинотеатра "Москва" состоялась премьера художественного фильма "Одно воскресенье Мариам" режиссера Аршака АМИРБЕКЯНА. Это уже второй фильм автора, в котором главные роли сыграли Ашот Адамян и Рузан Вит-Месропян, известная отечественному зрителю по фильму Вигена Чалдраняна "Жрица".
"ОДНО ВОСКРЕСЕНЬЕ МАРИАМ" РАССКАЗЫВАЕТ ЗРИТЕЛЮ ЭЛЕГИЧЕСКУЮ историю из жизни городских маргиналов. Каждый из героев ленты оказался на обочине жизни, каждый из них живет вне заданных рамок. Тем не менее, живя внутри системы, они вынуждены принимать ее порой очень суровые правила игры и поведения.
Выйдя из очередного мотеля светлым воскресным утром, по одной из главных улиц города идет Мариам. Ночная бабочка, которая продает свое тело, спасая душу. Одетая в дерзком винтажном стиле, она будто бы бросает вызов всему обществу, которое сделало ее таковой. Обществу сытых и безразличных людей, живущих в слишком комфортабельном, "мягком" и пустом мире. Обществу, в котором уже давно никто, следуя библейской заповеди, не опустится сам, чтобы поднять другого. Людям, упивающимся этим своим состоянием, потерявшим свой человеческий облик, растратившим тепло и переставшим чувствовать сострадание, переживать чужую боль... Боль ближнего. Когда-то Мариам была совсем другой. В ней еще сохранялись вера и надежда, она чувствовала, переживала, жила. Но со временем от всего этого не осталось и следа. Всеобщая социальная апатия коснулась и ее, притупляя чувства, делая из нее эмоционального инвалида, равнодушного ко всем и вся вокруг.
Навсегда врезается в память лицо Мариам... Полупустой город, сероватые здания в таинственной прозрачной дымке, дома с причудливыми очертаниями... И на их фоне самый прекрасный "природный пейзаж" - потрясающей красоты человеческое лицо с огромными, глубокими, как морская пучина, темными черными глазами. Они чисты, невинны, в них затаилось одиночество и проступает боль. Их взгляд будто бы направлен в потустороннее. Мариам, некогда искренняя и наивная, со светящимися глазами и искрящейся улыбкой, постепенно превращается в серое существо, влачащее свое существование.
ПОЧЕМУ ОНА ПОШЛА ЭТИМ ПУТЕМ?.. РЕЖИССЕР НЕ РАСКРЫВАЕТ СКОБОК. Да и стоит ли?.. Ведь стоит только посмотреть вокруг, лишь однажды прогулявшись по ночному Еревану. Столько разных девушек и взрослых женщин, столько разных историй, столько поломанных судеб, разбитых надежд и неоправданных чаяний. И ведь в искусстве важно не что, а как! Какой он - образ, характер человека, на самом дне сохраняющего свою душевную святость, каждую ночь продавая свое тело, но оберегая душу, спасая ее от растления.
Но вот однажды, совершенно неожиданно для себя Мариам в поисках очередного богатого клиента натыкается на художника-интеллигента, который под маской, которую она каждый день надевает на людях, видит ее истинную сущность. Видит девушку, которая совсем недавно мечтала о чем-то светлом. Возможно, о доме, семье, детях - о тихом человеческом счастье. Но оступилась и больше не свернула с пагубного пути. Художник очарован и предлагает нарисовать ее. Сначала сфотографировать в красивых старинных одеяниях, а уже потом - нарисовать. Нет, разумеется, не обнаженной! Нарисовать портрет - самый прекрасный пейзаж, пейзаж души. И Мариам охотно соглашается пойти в его мастерскую, тем самым изменив привычный ход своей жизни.
Так одно воскресенье из жизни городской проститутки оказывается совсем непохожим на остальные. Один выходной день, наполненный светом, человеческой добротой, непомерным теплом и искренним пониманием. День, наполненный честностью, без капли осуждения или упрека по отношении к ней – всем тем, в чем она так отчаянно нуждается. Мариам несказанно рада, что хотя бы кто-то в этом мире сумел увидеть, разглядеть в ней душевную красоту и чистоту ее промыслов.
Но вновь наступает темнота. На город опускается ночь. Мариам просит художника высадить ее у очередного мотеля. Опять назад, туда, где люди погрязли в грехах. Мариам опять должна крутиться, выживать в этом аду, бороться, несмотря ни на что. Но она никогда не забудет тот единственный прекрасный день, в котором не было щемящей боли и опустошающего одиночества. День, который по сути ничего не изменил. Не изменил внешне, но многое поменял внутри.
Кинокартина "Одно воскресенье Мариам" остается в памяти надолго, заставляя задуматься. Особенно чарует черно-белая гамма картины. Все лишнее будто бы извлечено из строгой палитры красок. Ничто не мешает увидеть главное - простую человеческую историю. Нелегкую судьбу человека, выхваченного из толпы. Это удивительная возможность и для метафорического толкования в общем-то простой, но афористичной истории с иносказательными библейскими аллюзиями о святой блуднице.
РЕЖИССЕР КИНОЛЕНТЫ ОЧЕНЬ БЛИЗКО ПОДОШЕЛ К САМОЙ СУЩНОСТИ КИНО - к простому наблюдению за человеком. Ведь и суть кино, и самая великая его сила состоят именно в его человечности. Фильму присуща уникальная кинематографичность. Поэтическая структура картины вылита в абсолютную пластику. Кинолента говорит со зрителем на языке чистого кино. Кажется, будто фильм мог бы обойтись и без слов. Ведь режиссер так умело владеет киноязыком, используя его специфические средства выражения - выразительные крупные планы, неожиданные острые ракурсы, динамичный монтаж и мастерски обыгранные детали. Строгая аскетичная манера, скрупулезный анализ человеческой психики, предельная сосредоточенность на вопросах о добре и зле, грехе и святости определяют направление художественных исканий автора.
Невозможно не отметить также, и филигранную работу молодого оператора Андраника Саакяна. Будто бы это вовсе не простая съемка кинокамерой. Это чистая светопись, когда оператор рисует портреты и пейзажи при помощи света, а музыкальное оформление органично соединяется с изображением и составляет с ним единое целое. А ведь кино есть некое магическое оптическое устройство, как кристалл с увеличительным стеклом, приближающее нас к миру, а мир к нам. А еще это признание в любви к действительности, какой бы она ни была.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2016-11-02 15:00
Продюсер Гоар Игитян и режиссер Артавазд Хачикян скоро выпустят на экраны свой новый фильм - плод длительной совместной работы. Картина называется "Переход" и поднимает очень острую и злободневную проблему миграции.
-
2016-10-26 16:19
В начале октября в Айгедзоре, в гостинице, а по совместительству и культурном центре народного искусства "Шелковый путь", и параллельно в Гюмри и Уджане проходил уже второй по счету международный фестиваль этнографического и антропологического кино "Абрикосовое дерево". Организаторы форума - центр "Шелковый путь" и Фонд народного искусства и ремесел "Ангуйц" ("Узел"). Действенную поддержку фестивалю оказали Министерство культуры РА, Фонд развития национального кино "Золотой абрикос", Фонд армянского кино "Фильмадаран" и Российско-Армянский (Славянский) университет.
-
2016-10-25 12:02
В прокат выходит новый фильм о Геноциде армян В середине сентября текущего года в канадском городе Торонто проходил один из самых престижных и авторитетных мировых кинофестивалей. В нынешнем году он был особенно важен для нас, потому что в рамках киносмотра состоялась премьера фильма "Обещание", посвященного теме Геноцида армян в Османской Турции.
-
2016-10-24 15:45
Вышла в свет книга о талантливом роде Калемкарян 19 октября в Национальной картинной галерее Армении состоялась презентация новой книги известного художника, этнографа и антрополога Раздана ТОКМАДЖЯНА "Калемкаряны. Айнтап. Дамаск. Алеппо". Это роскошно иллюстрированный альбом-каталог, в котором представлена прославленная армянская семья Калемкарян, на протяжении 200 лет занимавшаяся обработкой металлов - золота, серебра, меди. Презентацию организовало Министерство диаспоры и лично министр Грануш Акопян.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-10-29 10:46
Известный журналист, режиссер, продюсер и сценарист документального кино Ашот ДЖАЗОЯН представил в Ереване свой новый фильм «Петербург! Жизнь в городе...». Фильм стал своеобразным зеркалом исторического прошлого и современных веяний в северной столице России, историй ее старожилов, трепетно относящихся к традициям города, и молодого поколения, которое полно решимости сохранить такой разный, но всеми любимый Петербург.
-
2022-11-22 08:53
Писатель, сценарист, продюсер Арутюн Гукасян выпустил в прокат игровой фильм «Бессонница», снятый на основе собственного сценария. Премьера состоялась в столичном кинотеатре «Москва» в конце октября, однако фильм продолжает свое шествие по всем кинозалам Еревана.
-
2022-11-12 11:47
Если бы вместо давно приевшихся лиц и однотипных речей 5 ноября на площади Франции в Ереване показали фильм "Ишханутюн" (пусть только 1 часть, ибо премьера второй состоялась в кинотеатрах 9 ноября), то резонанс от митинга оппозиции был бы гораздо больше. Парламентская оппозиция не в состоянии выйти за рамки ошибок прошлого политического века, но сегодня разговор не о ней, а о тех, кому, в отличие от оппозиции, удалось оказаться на одной волне с народом…
-
2022-10-12 09:36
В Европе стартует показ нового документального фильма об Армении и Арцахе «Армения Сакра» (Armenia terra sacra), 65-минутный документальный фильм французско-армянского режиссера Нарека Восканяна, будет показан в Париже и других городах Европы в ближайшее время. Фильм является вторым полнометражным документальным фильмом режиссера после «Сокровищ Армении». Принимаются любые предложения, связанные с показом фильма...