Последние новости

С ИСКРЕННЕЙ ЛЮБОВЬЮ И ПРИЗНАНИЕМ

Национальный академический театр оперы и балета им. Спендиарова отметил 40-летие творческой деятельности выдающегося артиста-певца Паата Бурчуладзе.

Что поможет быть прекраснее, что более всего способно умиротворить наши ожесточившиеся и уставшие сердца, чем высокая гармония классики, чем созерцание и переживание красоты, воплощенной в звуках? Видимо, именно этой истины придерживается руководство нашего Оперного театра, время от времени устраивая праздники искусства.

ПУБЛИКА, переполнившая зал Оперного театра, стоя приветствовала артиста, совершившего художественный и, даже можно сказать, высокий нравственный подвиг, своим искусством прославив родину - Грузию и Россию во всем мире. Это было настоящее торжество оперного искусства. Впечатление удваивалось еще и потому, что в этот день впервые в концертном исполнении прозвучала одна из трех опер Верди - "Аттила", в которой современники видели мотивы освободительной борьбы.

В заглавной партии выступил сам виновник торжества, один из лучших вердиевских голосов своего поколения - Паата Бурчуладзе, известный любителям оперного искусства всего мира. В Австрии есть даже общество его поклонников. Но особенно им гордятся на родине, где он для каждого грузина - символ национальной мощи и таланта.

В Тбилисский театр оперы и балета его пригласили, когда он еще учился на четвертом курсе. Дебютировал в "Похищении луны" О. Тактакишвили, потом спел на его сцене Дона Базилио, Филиппа, Мефистофеля, Гремина, Бориса Годунова. В стенах родного театра он работал со многими грузинскими дирижерами, среди которых и знаменитый, хорошо известный в Армении Джансуг Кахидзе, с которым он готовил Бориса Годунова и Леопорелло.

"Репутация не всегда тождественна биографии, и любое большое имя в искусстве ломает рамки шаблонов, в которые не может уместиться по определению. Бурчуладзе - феноменальный русский бас или один из лучших вердиевских голосов своего поколения? Где его школа - в родном Тбилиси,  в далеком Милане, где он стажировался, или, может быть, в Одессе, где Паата нашел того, кто по-настоящему поверил в него и привел к первым большим успехам? Может быть, перед нами действительно второй Шаляпин (определение Герберта фон Караяна. - Н.Г.)?" - отмечала известный критик и продюсер Ирина Никитина, представляя певца в программе "Энигма".

КОНЕЧНО, лестна параллель с великим Шаляпиным, но, мне кажется, что, скорее, первый Бурчуладзе - уникальный бас. Он сам по себе - единственный, неповторимый. Искусство Паати поистине легендарно, поскольку оно являет собой высочайшее слияние в одном лице талантов певца, музыканта, актера.

После стажировки в Милане начинается мировая слава артиста. Судите сами: в Италии в академии "Санта-Чечилия" вместе с солисткой Большого театра Людмилой Шемчук он поет в опере Мусоргского "Саламбо", а в 1984-м - в "Аиде" Верди в лондонском театре "Ковент Гарден". В спектакле были заняты Лучано Паворотти и Катя Ричарелли. Это была новая постановка, которую осуществили французский режиссер Жан Пьер Поннель и дирижер Зубин Мета. С Гербертом фон Караяном он блестяще выступал в "Дон-Жуане" и записал на пластинку "Реквием Моцарта", а с Мути встретился в работе над "Набукко" Верди. С Клаудио Аббадо связан его первый выход на сцену Ла Скала в "Макбете", выступление в "Хованщине", "Борисе Годунове". Для записи на пластинках П. Бурчуладзе готовил "Риголетто" с Джорджем Шолти, а с Франко Дзеффирелли - "Аиду" для Метрополитен-опера.

Большая дружба связывала Паата Бурчуладзе со многими выдающимися оперными деятелями мира, в особенности с Лучано Паворотти, общение с которым не прерывалось до конца жизни великого певца. Многое связывало певца и с нашим несравненным Гегамом Григоряном, память о котором не тускнеет в его душе.

Став "звездой" первой величины, П. Бурчуладзе по-прежнему остался простым, обаятельным человеком, общение с которым доставляет радость, как и раньше, когда он посещал Армению. До сих пор в памяти его Дон Базилио, образ которого, на мой взгляд, был в его трактовке абсолютной вершиной исполнительского мастерства.

Дистанция времени, прошедшая с той поры, не могла, естественно, не сказаться на его голосе, что в какой-то степени ощущалось и на его нынешнем выступлении. Но она же, дистанция эта, гигантский творческий путь и опыт выдающегося певца подарили нам вновь образец того интерпретаторского искусства, когда каждый штрих, каждая деталь фразировки, артистическое обаяние, высочайшее мастерство, точность интонации, являют собой образец исполнительской классики. В ереванском концерте без грима, без помощи декораций, одной лишь силой пения и той игры, которая заключена в слове и пении, глубочайшим перевоплощением он вживался и в эпоху, и в стиль автора, и в образ короля гуннов Аттилы.

ТЕМПЕРАМЕНТНО, увлеченно играл в этот день симфонический оркестр Оперного театра под управлением Арутюна Арзуманяна, доказывая, что он всегда готов к взлету, если с ним поработать на должном уровне. Выпуклый тематизм, контрастные сопоставления лирических и драматических эпизодов, логически складывающихся в целостное музыкальное действие, все богатство авторской партитуры получили полноценное воплощение в концертном исполнении "Аттилы". При этом даже в самых экспрессивных кульминациях голоса певцов не заглушались оркестром.

Среди исполнителей наибольшего успеха - вполне заслуженно - снискали замечательный баритон Давид Бабаянц (Эцио) и сопрано Сирануш Гаспарян, раскрывшая сложный, глубокий характер Одабеллы - натуры властной, сильной. Обладатель сильного, красивого баритона, Давид Бабаянц продемонстрировал солидную вокальную школу и уверенность сценического поведения. Очень хорошо овладели музыкальным материалом своих партий тенора -  заслуженный артист РА Саргис Агамалян (Форесто), Ованес Андреасян (Ульдино), бас Погос Беазбекян (Леоне).

Каждый из героев наделен развернутой героической арией. Кульминацией становится финальный квартет, в котором сходятся сильные характеры. В результате концертное исполнение оперы порадовало органичностью исполнительского ансамбля, в котором великолепный бас Паата Бурчуладзе не выглядел гастролером, а воспринимался как участник единого, дружного творческого коллектива.

На протяжении всего вечера в зале царила торжественная атмосфера. Зал долго и признательно аплодировал всем участникам и в особенности - Паата Бурчуладзе, к которому испытывал подлинное уважение и восхищение. Этот удивительный вечер состоялся благодаря инициативе руководства театра, спонсорской поддержке AmerialBank, который выступил также и автором проекта.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ЕМУ ХВАТАЛО ОБЩЕНИЯ С ЛЮДЬМИ
      2020-11-27 10:17
      545

      Третьего декабря замечательному писателю, Герою Социалистического Труда Серо Ханзадяну исполнилось бы 105 лет.

    • ЛИЦО КРУПНЫМ ПЛАНОМ
      2020-11-21 09:54
      4973

      Есть личности, о которых думаешь, что они будут всегда. Так мы думали об Армене Джигарханяне. Но увы…. На днях художественная общественность Москвы, гости столицы прощались с этим легендарным актером театра и кино, режиссером, художественным руководителем Московского драматического театра, народным артистом СССР… До конца никто из нас так и не почувствовал в нем тяжести пережитых лет, того, что он стареет, хотя седины давно посеребрили его голову.

    • КАРАБАХСКАЯ СЮИТА САРКИСА БАГДАСАРЯНА
      2020-11-09 10:24
      6930

      Сегодня, когда турки наносят целевые удары по Степанакерту и Шуши, разрушают церкви и памятники культуры, когда на рубежах Арцаха полыхают пожары, невольно вспоминается уроженец этого края, знаменитый скульптор Саркис Багдасарян. В воображении возникает невысокая, с грубовато мужественной определенностью черт, с львиной седой головой фигура мастера, его узловатые, перемявшие горы глины, руки. Руки ваятеля, создавшего множество скульптурных композиций, монументальных памятников, щедро рассыпанных на древней земле.

    • "В КАЖДОМ ИЗ ВАС ВСЕЛЕННАЯ"
      2020-11-08 10:01
      3624

      Артисты - Арцаху В фокусе внимания международного сообщества продолжает оставаться непрекращающаяся война в Арцахе, развязанная Азербайджаном и умело разжигаемая Турцией с помощью привлеченных ею отъявленных головорезов из Сирии и Пакистана. Беспрецедентность и неоднократный циничный срыв Азербайджаном и Турцией гуманитарного перемирия в Карабахе является угрозой не только для Арцаха и Армении, но и для всего Кавказского региона, где связь внутренних и внешних угроз очевидна и для России, если она не найдет адекватные рычаги давления на монстриозного Эрдогана с его маниакальными планами расширения сферы влияния Турции.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ЕМУ ХВАТАЛО ОБЩЕНИЯ С ЛЮДЬМИ
      2020-11-27 10:17
      545

      Третьего декабря замечательному писателю, Герою Социалистического Труда Серо Ханзадяну исполнилось бы 105 лет.

    • КАРАБАХСКАЯ СЮИТА САРКИСА БАГДАСАРЯНА
      2020-11-09 10:24
      6930

      Сегодня, когда турки наносят целевые удары по Степанакерту и Шуши, разрушают церкви и памятники культуры, когда на рубежах Арцаха полыхают пожары, невольно вспоминается уроженец этого края, знаменитый скульптор Саркис Багдасарян. В воображении возникает невысокая, с грубовато мужественной определенностью черт, с львиной седой головой фигура мастера, его узловатые, перемявшие горы глины, руки. Руки ваятеля, создавшего множество скульптурных композиций, монументальных памятников, щедро рассыпанных на древней земле.

    • В НЕМ ВСЕГДА ГОРЕЛИ РАНЫ КАРАБАХА
      2020-10-13 19:37
      1715

      В эти дни, когда в Арцахе идут ожесточенные бои, почему-то чаще всего из писателей вспоминается Леонид Гурунц. Редко встречаешь людей, которые остаются с тобой на всю жизнь. Гурунц остался.

    • СИМВОЛ ТАЛАНТА И ДОБРОТЫ
      2020-09-30 21:47
      1254

      30 сентября 100 лет назад родился Лазарь САРЬЯН Арно Бабаджанян, Александр Арутюнян, Эдвард Мирзоян, Лазарь Сарьян, Адам Худоян. Их называли "армянской могучей кучкой". Еще недавно они были рядом с нами, определяли высокую планку армянского музыкального искусства. Эта планка, заданная ими, никогда не снизится. Мы не отвыкли от их голосов, от их музыки. Они словно идут нам навстречу. Живут беспокойно, счастливо для нас, для следующих поколений в своих прекрасных произведениях, своей музыке.