Последние новости

"КОГДА КУЛЬТУРА - ЭТО МЫТЬЕ КОВРОВ…"

Что происходит, когда в культуре стратегия заменяется декларацией, доктрина - мероприятием, творческий ресурс - неофитами, арт-события - мытьем ковров? Происходит то, что артисты и, простите за неприличное слово, интеллигенты во многих коленах вроде Ваана АРЦРУНИ заявляют: "К дальнейшему сотрудничеству с культурным департаментом я не готов". Кому от этого хуже?

- В недавнем прошлом тебя активно прочили в министры культуры. Теперь, по прошествии полутора лет, обидно, что не стал министром, или перекрестился, что не полез в эту заморочку?

- Скажу откровенно: я бы полез. Потому что это императив - необходимость что-то менять, и менять в первую очередь для того сегмента, в котором и происходит настоящий творческий процесс. Сегмента свободного искусства, который не зависит ни от режима, ни от войны, ни от чего. Это в государственном сегменте не меняется репертуар, не меняются персоналии. Я не скрывал и не скрываю, мой подход - это подход инквизитора. Ведь вся логика отношения к полю культуры, она абсолютно советская. В течение 30 лет работала система, где искусство и культура были одними из аспектов пропаганды. Результатом этого стала эмиграция огромной части творческого ресурса. Потому что сегодняшние Амасяны и Сергеи Хачатряны - порождение этой политики. Теперь надо откреститься от этого и создать рациональную систему, которая работает во всем мире. Везде есть сегмент, который государство содержит напрямую, но основная его работа - в области самоорганизующегося искусства. И здесь изобретать велосипед не приходится. Есть алгоритмы, есть отношения, есть модули, которые апробированы по всему цивилизованному миру.

- И почему, на твой взгляд, воз и ныне там?

- Потому что работать надо. Потому что, во-первых, у вас должна быть доктрина, во-вторых, необходимый профессиональный ресурс для того, чтобы все это заработало. За полтора года мы не читаем ни одного документа, где была бы описана хоть какая-то доктрина, и не встречаем людей, которые были бы представителями этого самого ресурса.

- Так в этом же смысл! Представители ресурса - сами по себе, министерство - само по себе…

- Если это задача, она успешно выполняется. Если вся культурная политика сводится к этой формуле, все прекрасно. Но по ходу дела мы опять теряем этот самый творческий ресурс. Потому что сейчас, спустя полтора года, имея в виду мой личный опыт отношений с министерством и его руководителями, не думаю, что я готов к дальнейшему сотрудничеству.

- Но ведь был готов! Даже предлагал мегапроект празднования юбилея Комитаса.

- 15 марта я опубликовал статус о том, что мне не очень понятно, как работает комиссия, организующая празднование 150-летия Комитаса. Да до нее и не добраться - на сайте Минкульта нет никакой информации. Только председатель комиссии Араик Арутюнян, тогда министр образования, которого я знал. И я предложил создать общественную инициативу по празднованию. Вокруг этой идеи буквально за две недели самоорганизовалось 50 опций - и солирующие музыканты, и оркестры, и разные составы всех жанров. Хоры, квартеты, квинтеты - консолидация фантастическая! География феноменальная! Практически все артисты, которые покрывают все армянское музыкальное пространство. Идея условно называлась "Вдохновленные Комитасом". Все, что породил Комитас за 100 лет, - от симфонической музыки до джаза, фьюжна и прочего.

Я переработал всю эту информацию и сгруппировал в концертные программы, не повторяющие одна другую. Весь цвет армянской музыки! Получилось 23 концертные программы, которые я представил Араику Арутюняну. Он попросил написать бюджет. Чтобы написать бюджет, надо быть носителем юридического статуса, коим я не являюсь. А Минкульт является. Тем более что главные опции - залы и оркестры - государственные, вот сами и пишите бюджет. К тому же я, как и все, знаю, что есть цена внутренняя, и цена для людей, которые приходят с красного крыльца. Мне пообещали все это переварить и представить комиссии. По сей день этого не произошло. Недавно я встречался с замминистра Хзмаляном и услышал удручающий ответ: был назначен на пост, когда уже был утвержденный график мероприятий...

Вбейте в поисковик министерства "Комитас-50". Вы получите пустую страницу!

- Откуда ты свалился? Мероприятия - это святая святых! Это было, есть и, не сомневайся, будет!

- Если функция министерства сводится к проведению мероприятий, зачем оно нужно? Мероприятия как таковое можно прекрасно провести и без него. Вот я только в июле сделал 5 концертов - Дом-музей Комитаса, Матенадаран, Национальная библиотека, Центр "Гафесчян"… Концерт как событие очень легко организовать. Утвердить систему, в которую входит и ряд концертов, выполнять программные задачи - это и есть, на мой взгляд, основная функция департамента культуры. Потому что мы всегда можем самоорганизоваться, абсолютно игнорируя факт присутствия Минкульта в культурной жизни страны.

- Тем не менее недавно тебя пригласили в Министерство НОКС, и ты пошел…

- Мне было интересно, о чем будет разговор у его нового состава. Для меня не приемлемо проведение бесед в формате дружеского трепа. Во всяком случае в таком институте, как министерство. Когда туда приглашают людей, должно быть либо конкретное предложение, либо конкретный вопрос.

- А что, приглашали чаю попить?

- Если бы! Собрали музыкантов, чтобы посоветоваться. По важному вопросу оздоровления музыкальной среды. Не придумали ничего лучшего, чем запретить - запретить! - определенные жанры. Нельзя ничего запрещать! Надо предложить что-то более ценное. А для этого надо знать, где это ценное лежит. И, чтобы поднять эти пласты, в них надо не только вкладывать деньги. Главное - им надо придать то значение, которого они заслуживают.

- Ну так объединим образование и культуру, всех просветим и узнаем, где лежит ценное.

- Соединение, может, и имеет смысл. Но декларация - это одно, когда предлагают механизм - совсем другое. Когда предлагают механизм в виде вывоза шедевров живописи в сельскую школу - это смешно. Это вторая ступень познания - отрицание отрицания. До третьей ступени - до синтеза - дело в этой стране никогда не доходит. Все застревает на отрицании отрицания.

- Какие умности! Всерьез веришь, что услышат люди, для которых мытье ковров на центральной улице - флагманское проявление культуры и аутентичности?

- Если бы на эту мойку ковров не было потрачено ни копейки - мой где хочешь! А это всего лишь повод выделить средства. Чтобы мыть ковер, нужен диджей? И чтобы этот диджей звучал, нужна аппаратура за 800000 драмов? Все же очевидно! Тем более что реализующие мероприятие "предприниматели", как известно, были зарегистрированы за 3 дня до этого предприятия. Это государственная проплаченная акция, и абсурд заключается в том, что бюджет этой акции сопоставим с бюджетом, который я потратил на свои 5 юбилейных концертов с участием симфонического и камерного оркестров, хора, рок-группы, квартета и солистов.

А теперь самое интересное! Бархатное КГБ пригласило меня к себе и попросило объяснить, на что я потратил этот бюджет. Вот это уже совсем непонятно! Потому что с таким бюджетом и полконцерта не сделаешь - по их же государственным расценкам. Недавно в связи с одной идеей я попросил рассчитать, во что обходится сотрудничество с Филармоническим оркестром. Эта сумма составила 18 миллионов! Ситуация, в которой артист, выходя на сцену, остается должен государству, - это ситуация вне критики. Нет слов, способных передать восторг!

- Если умерить восторг и скепсис - что останется?

- Останется алгоритм, с которым государство соотносится с культурой. Если культура - это мытье ковров под диджея и на это выделяется бюджет, которого при прежнем режиме хватило на проведение 5 концертов с огромным количеством музыкантов, вывод лежит на поверхности, и я его делаю. В течение полутора лет не принято ни одного закона и не осуществлено ни одной реформы в сфере культуры, которые хоть как-то оздоровили бы ситуацию - и в государственном секторе, и для свободных артистов. А то, что происходит сегодня - это большевизм. И если так продолжится, то давно известно, чем закончится.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • МЫ НЕ ИМЕЕМ ПРАВА ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ
      2020-10-26 14:20
      378

      Уже почти 30 лет Нана МАРТИРОСЯН живет в Москве, а в родной Ереван приезжает регулярно, по делам, и они были сделаны. Но завтра была война. Обратный билет на Москву уже сдан, а главное ее дело вот уже без двух дней месяц - помощь женщинам и детям, приехавшим в Ереван из Арцаха.

    • «НАРОД НИКОГДА НЕ ЖАЖДЕТ ВОЙНЫ!»
      2020-10-22 13:13
      1442

      Уже 26-й день Арцах и Армения героически отражают агрессию в десять с лишним раз превышающих сил гоблинов.  Уже 26-й день Арцах и Армения продолжают оставаться авангардом в войне цивилизаций. Уже 26-й день самые разные люди в самых разных уголках большого белого мира выражают поддержку Арцаху и Армении и призывают остановить самую страшную из всех изобретенных человечеством машин – машину войны. Услышат ли их гоблины?

    • МЫ ПОБЕДИМ В ГЛАВНОМ!
      2020-10-15 10:12
      68

      Когда нет ни одной персональной судьбы и все судьбы в единую слиты, когда все для фронта и все для победы, когда Арцах - это Армения и Армения - это Арцах, когда Армянский вопрос стал вопросом, как никогда, экзистенциальным, нам ничего не остается, как только быть победными. Победными не только на фронте, в тылу и на информационном поле. "Мы не просто выиграем войну - мы победим в главном", - уверен Ереванский Государственный русский театр им. Станиславского, выпустивший видеоролик-призыв, продолжающий побивать рекорды просмотров.

    • "ПОМОЧЬ ГОТОВ КАЖДЫЙ ПЕРВЫЙ!"
      2020-10-14 10:43
      213

      Потом… Потом мы будем думать и анализировать, как случилось, что эти мальчики и девочки, которых принято было считать не совсем в меру охломонистыми и вообще живущими в виртуальном пространстве, вдруг оказались такими героическими на фронте, такими организованными в тылу, - оказались такими прекрасными, такими восприимчивыми к самому главному и важному сегодня слову - "МЫ!"






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ЧЕЛОВЕК ШАГАЮЩИЙ VS МАТЕВОСЯНА И САГИЯНА
      2020-09-24 10:46
      1641

      Давеча в телеэфире бывший премьер-министр Грант Багратян остроумно заметил насчет премьер-министра нынешнего - думается, главная его проблема - Месроп Маштоц. Мол, нынешний главный начальник наверняка злится - и надо было тебе лезть поперек батьки с этими буквами, эка безделица, я бы и их создал! В очередной раз оказалось, что в каждой шутке есть лишь доля шутки. На прошлой неделе произошло два невеселых события, в очередной раз обнаруживших, что власть ломает от тех, кто не просто облекал армянский язык в маштоцовские письмена, но делал это так, чтобы написанное становилось нашей самостью.

    • ДАЖЕ ЕСЛИ ТЫКВА ПРЕВРАТИТСЯ В ВИЦЕ-ПРЕМЬЕРА…
      2020-09-21 11:05
      891

      Судя по заседанию парламента, министр НОКС Араик Арутюнян не вписывается в этом качестве в картину мира будущей просвещенной и процветающей Армении. Если проще, оппозиционные парламентские партии потребовали отставки главы НОКС.

    • КУЛЬТУРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВА - АУ!
      2020-09-21 10:58
      3102

      Карантин сменил ЧП, а про культуру опять никто не вспомнил. Зато опять вспомнили, что нынешнее количество учреждений культуры государство содержать не в состоянии, и снова собираются рубить культуре деньги. Председатель совета театральных директоров, заслуженный деятель искусств РА Рубен БАБАЯН уверен, что спасение нужно искать исключительно в законодательных реформах, и если не сейчас, потом может быть поздно.

    • ЗАКОН ДОЛЖЕН СЛУЖИТЬ НАЦИОНАЛЬНЫМ ИНТЕРЕСАМ
      2020-09-11 10:57
      1929

      В докарантинные времена культурная жизнь в Ереване била ключом, все больше захлестывая и регионы Армении. Тем не менее в широких кругах общественности сетовали: в стране нет культурной политики, обилие мероприятий - лишь события на афише, служащие удовлетворению досуга, а министерство, отвечающее за культуру, в основном занято распределением бюджетного финансирования.