Последние новости

"ОРКЕСТР ДОЛЖЕН БЫТЬ ГУТТАПЕРЧЕВЫМ И УВЕРЕННЫМ В СЕБЕ",

- считает художественный руководитель и главный дирижер Государственного камерного оркестра Армении Ваан МАРТИРОСЯН

Государственный камерный оркестр Армении справил 50-летие. Торжество в честь полувекового юбилея одного из лучших музыкальных коллективов страны прошло в Большом зале Госфилармонии им. А. Хачатуряна без особой помпезности и шика, но при полном аншлаге и в атмосфере любви и безграничного уважения к тем, кто стоял у истоков создания оркестра, кто вел его по тернистому пути к мировому признанию и кто сегодня вносит свежую струю в его творческую жизнь.

На праздничном вечере, ставшем прекрасным подарком не только друзьям и поклонникам Камерного оркестра, но и самим музыкантам, не было помпезных речей, заученных фраз и набивших оскомину музыкальных номеров.

Оркестранты во главе с художественным руководителем и главным дирижером Вааном Мартиросяном задумали массу сюрпризов ко дню рождения родного коллектива, отойдя от принятых стандартов и продержав публику в приятном напряжении до конца вечера. "Я изначально был против идеи классического концерта с традиционной программой, хотелось устроить нечто вроде шоу - с символическим прологом, классическими вкраплениями, разножанровым развитием программы, в которой музыкальные выступления сочетались бы с видеорядом и телеграфными поздравлениями, и, конечно, оригинальной развязкой в современном стиле", - заметил Ваан Мартиросян.

Надо заметить, худруку Камерного оркестра удалось устроить шоу, ласкающее глаз, слух и душу. Звучали поздравления от имени президента РА Сержа Саргсяна, друзей оркестра - Тиграна Мансуряна, Светланы Навасардян, Владимира Спивакова, Рубена Агароняна, Завена Варданяна, Лориса Чкнаворяна и других. Поздравить именинников пришла и первая леди страны Рита Саргсян. Вечер открылся Концертом для 4 скрипок Антонио Вивальди - именно с этого произведения и началась историческая летопись Камерного оркестра, именно этот Концерт и был исполнен 50 лет назад, когда новосозданный коллектив впервые вышел на сцену под управлением его основателя, выдающегося скрипача Зарэ Саакянца.

Камерный ансамбль Армении был создан в 1962 г., в 1966-м получил статус государственного. Неоценима роль первого руководителя оркестра в его становлении и развитии. С именем Зарэ Саакянца связано формирование художественного стиля, богатого репертуара и слушательской аудитории, восторженно принимающей коллектив в Армении, союзных республиках и зарубежных странах. Традиции маэстро Саакянца развили и обогатили последующие художественные руководители Камерного оркестра - Константин Багдасарян, Рубен Агаронян, Завен Варданян, Эмин Хачатурян, Арам Карабекян.

В 1975г. альтист и дирижер Завен Варданян создал Ансамбль современной музыки, на базе которого спустя 4 года был основан Ереванский камерный оркестр. В 1997г. на основе слияния Камерного ансамбля и Ереванского камерного оркестра родился новый творческий коллектив - Государственный камерный оркестр Армении. Сегодня его возглавляет талантливый пианист и дирижер, выпускник Парижской консерватории, выступающий в качестве приглашенного дирижера с такими оркестрами, как каннский, немецко-французский "Амальгам", Оперный оркестр Тулона, Камерный оркестр Новосибирска и другими, В.Мартиросян встал за дирижерский пульт Государственного камерного оркестра Армении около двух лет назад.

"Официально я получил назначение в феврале 2011г., но начал работу с сентября 2010-го - хотелось прежде понять потенциал оркестра, манеру работы и уровень музыкантов, - вспоминает худрук. - И, когда я почувствовал, что этот потенциал без какого-либо потолка и что с оркестрантами можно играть все без исключения, я согласился. Вначале было трудно - вся моя зрелая жизнь сложилась во Франции, а карьера - по всему миру. Пришлось отказаться от многих зарубежных концертов, чтобы остаться с оркестром и в Армении. Я почувствовал нечто вроде долга".

За два года Ваан Мартиросян привнес в работу европейский метод - насыщенные, но короткие репетиции, не больше пяти к одному концерту, и интересная, разнообразная программа. Подобного подхода худрук требует и от приглашенных дирижеров. "Не желаю, чтобы оркестр стал игрушкой, пробным полем, на котором дирижеры сами учат свои партитуры; когда дирижер стоит перед оркестром, он должен уже все знать и требовать от оркестра максимума", - делится В.Мартиросян. Оркестр также должен быть гибким, гуттаперчевым и уверенным в себе, считает он, должен уметь следить за дирижером и улавливать его неожиданную импровизацию даже во время концерта. Сегодня музыканты Камерного оркестра готовы к любым "творческим капризам" своего дирижера, который делает все, чтобы одно и то же произведение на разных концертах звучало по-разному. "Музыка - живая вещь, она не терпит скучной однотипности", - уверен В.Мартиросян.

Подобный подход седьмого худрука Государственного камерного оркестра Армении публика почувствовала и на юбилейном концерте, который прошел без единой запинки и промаха - на одном дыхании. "Успех праздничного вечера был не только в оригинальной программе, в которой были представлены барочная и романтическая музыка, произведения армянских композиторов и современных европейских авторов в разных жанрах. Просто каждый из нас, я, музыканты, наш директор Норайр Назарян, всегда остающийся в тени, но несущий на плечах огромный груз ответственности, и другие члены коллектива были на своих местах и делали свое дело", - считает дирижер.

Вместе с Камерным оркестром в этот день на сцену вышли друзья и коллеги - музыканты Государственного филармонического оркестра Армении, Государственный камерный хор под руководством Р.Млкеяна, хор "Овер", певцы которого появились в ремонтно-рабочих костюмах и, расставляя стулья, скопились вокруг музыкантов и неожиданно запели "Аллилуйя" Дитриха Букстехуде. В честь дня рождения любимого коллектива были исполнены танец "Берд" Т.Алтуняна, "Времена года" Т.Мансуряна, Концерт N23 для фортепиано Моцарта (солист Ваан Мартиросян), фрагменты из сюиты "Кармен" Бизе-Щедрина, сочинение Режиса Кампо. Самым большим сюрпризом стал выход на сцену легендарного французского аккордеониста, бандонеониста и композитора Ришара Гальяно, исполнившего с именинником свое сочинение - концерт "Опал" для аккордеона и струнного оркестра. Выступление виртуозного музыканта не ограничилось официальными рамками. Гальяно сыграл на бис два известнейших произведения своего учителя Астора Пьяццоллы Oblinion и Libertango, чем подвел кульминационную черту праздничному вечеру. В честь юбилея "долгожителям оркестра" и лучшим музыкантам от имени Министерства культуры РА были вручены золотые медали и грамоты.

Сегодня в оркестре 21 музыкант, но ощущается нехватка кадров: в январе Камерный оркестр объявит конкурс на вакантные места. "Хотим пополнить коллектив людьми, полезными для оркестра, и теми, для кого оркестр будет полезен, - говорит В.Мартиросян. - Стараемся сделать все, чтобы чаще гастролировать и привозить к нам известных солистов. Любая свежая струя лишь на пользу оркестру, да и мои многочисленные зарубежные друзья и коллеги готовы приехать в Армению и выступить с нами даже без гонорара. Однако нужно определенное финансирование, чтобы оплатить их переезд и пребывание в стране. Спасибо президенту РА Сержу Саргсяну, который поверил в нас и попросил фонд "Луйс" поддержать оркестр финансами. На сегодня глава нашего государства - единственная каменная стена, за которой стоит и творит Камерный оркестр".

Добавим, что юбилейный год продлится до конца сезона и будет насыщен символическими программами. В конце ноября оркестр уже побывал в школе им. Зарэ Саакянца г. Абовяна, в течение всего года музыканты намерены напоминать всем своим поклонникам, что у нас был и есть Камерный оркестр, что он прошел 50-летний путь и сегодня смотрит в будущее.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • Грант АЙРАПЕТЯН: «МОЯ ЦЕЛЬ – ДОСТИГНУТЬ ВЕРШИНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА»
      2024-09-13 09:59

      Искусство пианиста, лауреата многочисленных международных конкурсов Гранта Айрапетяна высоко ценят в Армении, России, странах Европы. Неоднократно выступая в лучших концертных залах мира с разнообразными сольными концертами, он благодаря экстраординарному мастерству по праву заслужил особое место в сердцах благодарных слушателей многих стран. Творчество Гранта Айрапетяна словно подтверждает истину о том, что земля Армении на протяжении веков не раз дарила миру талантливых музыкантов, к числу которых, бесспорно, принадлежит и он сам. Его трактовки произведений Шопена, Шуберта, Шумана и других композиторов профессионально отмечены многими выдающимися музыкантами и используются при обучении фортепианному искусству.  Известный пианист он также занимается благотворительной деятельностью. Все доходы с концерта «Шопен. 24 этюда для фортепиано» в 2016 г. он перечислил на нужды детей специального детского дома в Нор-Харберде. Становление творческой истории Гранта Айрапетяна, его связи с фортепианными традициями Константина Игумнова и некоторые другие вопросы нам удалось обсудить в беседе с самим пианистом.

    • СВЕЖИЙ НОМЕР ЖУРНАЛА «НАУЧНЫЙ АРЦАХ» КО ДНЮ НЕЗАВИСИМОСТИ
      2024-09-12 10:47

      Презентация каждого очередного номера журнала «Научный Арцах» бывает приурочена к знаковой дате. Исключением не стал и нынешний, второй за этот год и 21-й за все время существования выпуск этого богатого по содержанию и важного по замыслу издания, который был представлен 2 сентября – в День независимости Арцаха. «Все авторы, которые печатаются в нашем журнале, знают, что это традиция, положенная с момента рождения «Научного Арцаха» и призванная укреплять в сознании научного сообщества и наших читателей информацию о важных для армянского народа днях календаря», - сказал, открывая мероприятие, основатель и главный редактор журнала, кандидат юридических наук Аветик Арутюнян.

    • КРУПНЕЙШЕЕ В МИРЕ ПРОЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО ГЕНОЦИДА
      2024-09-09 09:54

      27 сентября 2020 г. азербайджано-турецкий тандем развернул широкомасштабную войну против Республики Арцах, граждане которой на протяжении 30 лет строили на своих исконных землях демократическое государство в соответствии со всеми нормами международного права. С первых часов войны под вражеской мишенью оказались не только объекты гражданского значения, но и историко-культурные памятники. «За период войны зарегистрировано множество случаев нападения на культурные и исторические объекты. Враг дважды обстрелял из артиллерийских орудий монастырь Сурб Аменапркич (Казанчецоц) в Шуши - во второй раз в присутствии международной группы журналистов, проводящих съемки. Обстреливались не только памятники христианской культуры армянского народа, но и персидские мечети, вокруг которых затем были обнаружены осколки снарядов. Со стороны азербайджанских военных это делалось преднамеренно, чтобы затем обвинить армян в нападении на исламские памятники. Обстрелы продолжились и в начале ноября, нанеся урон памятникам Степану Шаумяну в Степанакерте, Монте Мелконяну в Мартакерте, армянским церквам и т.д.», - отметил кавказовед, эксперт по охране историко-культурного наследия Овик АВАНЕСОВ, интервью с которым мы предлагаем читателям «Голоса Армении».

    • Вардан ПОГОСЯН: «В АРЦАХСКОМ ВОПРОСЕ У НАС БЫЛИ БОЛЬШИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ДО АНТИКОНСТИТУЦИОННОЙ СМЕНЫ ВЛАСТИ В АРМЕНИИ»
      2024-09-07 09:30

      «Юридическая основа провозглашения Нагорно-Карабахской Республики одна – право народов на самоопределение, закрепленное как законодательством СССР, так и международным правом. Этот принцип и лег в основу провозглашения независимости НКР. Многим может показаться, что в современном мире, погрязшем в пучине войн, международная правовая система не играет особой роли. Однако в случае с Арцахом нам удалось выбрать верную правовую основу, пройти весь путь становления независимости и государственности Республики Арцах, связанный с развитием и продвижением Арцахского вопроса на международной арене в соответствии с правильными законодательными нормами, и дойти до уровня, который, с точки зрения самоопределения народов, самобытен в мировой истории». С этих слов начал свое выступление на прошедшем в ереванском офисе РПА форуме юрист-международник, специалист по конституционному праву Вардан Погосян. В ходе представления темы «Правовые основы провозглашения Нагорно-Карабахской Республики» он отметил, что право народов на самоопределение в доктрине международного права и в международной практике стран не рассматривается непосредственно как право отделения от территории данного государства. Правда, существуют и обратные подходы, но они не являются общепринятыми, что было доказано консультативным заключением Международного суда ООН в отношении Косово.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ПОСВЯЩЕНИЕ ДНЮ ЕВРОПЫ
      2019-05-27 12:14

      В рамках ежегодного праздника "День Европы" в Большом зале филармонии им. Арама Хачатуряна прошел концерт Государственного симфонического оркестра Армении под управлением Сергея Смбатяна. В программе - самое грандиозное сочинение Бетховена: Девятая симфония, завершившая не только творчество , но и жизнь титана музыки.

    • В ОЖИДАНИИ ГОДО,
      2018-12-12 15:37

      или "Закон о театре примут, когда все театры развалятся" Не хотелось опускаться до банальностей типа "Спасение утопающих – дело рук самих утопающих", но, видимо, без трюизма этого не обойтись. Законопроект о театре, за который в последний месяц взялось Министерство культуры, стал темой обсуждения президиума Союза театральных деятелей, в который входят все художественные руководители и директора отечественных театров. Проходило обсуждение бурно, тем более что этому способствовал возникший вокруг армянского театра бэкграунд.

    • "КОНЦЕРТМЕЙСТЕРЫ АРМЕНИИ"
      2018-12-12 15:32

      Так называется книга доцента Ереванской консерватории, пианистки Саеник МАГАКЯН, вышедшая в Ереване в издательстве "Лусакн" Знакомство с этой книгой начинается с приятной неожиданности: радуют два небольших, но емких вступительных слова - народной артистки РА Светланы Навасардян и профессора Ереванской консерватории Шушаник Бабаян, звучащие культурно, грамотно и дающие ясное представление о содержании книги, ее значении для армянской музыкальной культуры.

    • РАЗРУШЕННОЕ ЗДАНИЕ - ВО ВСЕМИРНОМ СПИСКЕ ЛУЧШИХ
      2018-12-12 15:28

      Десятилетиями мы безжалостно разрушали памятники архитектуры. А вот за рубежом их не только помнят, но и постоянно вносят в списки лучших сооружений, награждают премиями. Даже те, по которым прошелся бульдозер архитектурной власти последних десятилетий.